Патриархаты

I Никейский Вселенский Собор (325 г., кан. 6) провозгласил, что следует придерживаться существовавшей и прежде практики, согласно которой Епископ Александрии осуществлял высшую юрисдикцию по отношению к епископату всего гражданского римского диоцеза Египта (вся Римская Империя была разделена Диоклетианом на двенадцать диоцезов).

I Константинопольский Вселенский Собор (381 г., кан. 2) утвердил права Экзархов, или Епископов столиц-метрополий трех гражданских диоцезов: Азии (Эфес), Понта (Кесария) и Фракии (Ираклия).
За архиереями, занимающими Александрийскую и Антиохийскую кафедры, начинает закрепляться титул Архиепископа.

Халкидонский Вселенский Собор (451 г.) отделил от Антиохии "три Палестины" для передачи их Иерусалиму, который был учрежден как Архиепископия, или Патриархат.

Тот же Собор признал за Архиепископом Константинополя право разбирать апелляции в делах трех Экзархатов. С этой эпохи за епископами великих престолов Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима закрепляется исключительный титул Патриарха, который прежде было принято употреблять и по отношению к другим Епископам.

Тем не менее, этот же титул носили и Главы Церквей Востока, не принявших христологических определений Эфесского (431 г.) или Халкидонского (451 г.) Соборов.

По мере географического распространения христианства, недавно созданные локальные западные Церкви присоединялись к Римскому Патриархату, тогда как Восток, отступивший от общения с Римским Престолом, возводил Церкви, возникшие и сформировавшиеся в результате миссионерской деятельности, в ранг автокефалий. Некоторые из них были, в свою очередь, возведены в ранг Патриархатов. Таким образом, ныне на Востоке, помимо древних Патриархатов - Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, существуют Московский Патриархат Русской Церкви (автокефалия была провозглашена на Московском соборе в 1448 г., возведение в ранг Патриархата состоялось в 1589 г.), Сербский Патриархат (1920 г.), Румынский Патриархат (1925 г.), Грузинский Патриархат (VII в.), Болгарский Патриархат (в 1953 г. был избран Патриарх, в 1961 г. Патриархат был признан Константинополем).

Во время Крестовых походов были учреждены резиденциальные латинские Патриархаты в Константинополе, Антиохии и Иерусалиме (тогда как Александрийский Патриархат всегда был лишь титулом). После эпохи Крестовых походов эти латинские Патриархи, уже лишь титулярные, пребывали преимущественно в Риме.
Блаженный Пий IX посредством буллы Nulla celebrior от 23 июля 1847 года восстановил латинский Иерусалимский Патриархат, с юрисдикцией по отношению к католикам латинского обряда Палестины, Трансиордании и Кипра.

Преимущество Константинополя перед другими патриаршими престолами, признанное IV Латеранским Собором (1215 г.) по отношению к латинским Патриархатам, было распространено и на восточных Патриархов на Флорентийском соборе в 1439 году.

Помимо православных Патриархатов Александрии, Антиохии и Иерусалима, не находящихся в полном общении с Римским Престолом, были учреждены также другие Патриархаты для тех частей этих Церквей, которые вступили в общение со Святым Престолом, начиная с XVI века. В настоящее время существует Александрийский Патриархат коптов, три Антиохийских Патриархата (греко-мелькитский, сирийский и маронитский), один - для армян, с титулом "Патриархат Сисский и Киликийский", и один для халдеев, с титулом " Вавилонский Патриархат "; эти два последние Патриарха именуются обычно "католикосами".

Титулярные латинские Патриархаты Константинополя, Александрии и Антиохии были упразднены Павлом VI в январе 1964 года.

Католические Патриархи Александрии, Антиохии и Иерусалима занимают положение вне зависимости от обряда, согласно указанному порядку достоинства престолов и, дополнительно, согласно порядку старшинства возведения на кафедру. Затем следуют (не только вне зависимости от обряда, но также и без какого-либо преимущества в достоинстве престолов) как восточные Патриархи: Сисский и Киликийский Патриарх армян и Вавилонский Патриарх халдеев (имеющие юрисдикцию), так и другие, исключительно титулярные, а именно: Епископ Аквилеи, впоследствии Градо (607 г.) – кафедра была перенесена в Венецию Николаем V (Конституция Regis от 8 июля 1451 г.), а патриархат Аквилеи упразднен в 1751 г.; Патриарх Западных Индий (учрежден Львом X и Климентом VII в XVI в.; вакантен с 1963 г.); Патриарх Лиссабона (учрежден Климентом XI, Конституция In Supremo от 7 ноября 1716 г.), Патриарх Восточных Индий, пребывающий в Гоа (учрежден Львом XIII 26 июня 1886 г.). Все они занимают положение исключительно в порядке старшинства возведения на кафедру.

Титул Патриарха в латинской Церкви, помимо почётной прерогативы, не предполагает никакой власти управления (кан. 438).

Римский Епископ по традиции носил титул "Патриарх Запада"; впервые такое обращение встречается в послании византийского императора Феодосия II к Папе Льву Великому, однако на деле оно не имело юридического и богословского обоснования. Папа Бенедикт XVI в 2006 году отказался от использования этого титула, чтобы тем самым устранить ложное представление, будто Святой Престол представляет исключительно Церковь Запада, вне связи с восточной традицией. Таким образом подчеркивается, что служение Римского Епископа предназначено для всей христианской общины и призвано обеспечивать единство Вселенской Церкви.