§1. Конечная цель человека, п.2

2. Насколько же Бог является конечной целью всего сотворенного? Творения могут иметь ценность для разумного существа, только если они приносят ему или пользу и выгоду, или честь. Бог не мог создать жизни ради собственной пользы или выгоды. Ведь Бог бесконечно счастлив в Себе Самом.

Человек строит себе дома, обживается в них, создает уют, разбивает сад, чтобы наслаждаться красотой цветов, за большие деньги приобретает дорогие картины, чтобы они радовали ему глаз; он не самодостаточен, а потому привлекает внешний мир, чтобы пользоваться им и достигать совершенства. Но Бог ничего не может приобрести от творений. Всякое благо самым совершенным образом находится в Нем, и потому творения никак не могут увеличить ни Его совершенства, ни Его блаженства. Подобно тому, как Солнце ничего не приобретает, проливая свои лучи на облака и землю, производя здесь чудесную игру красок, так и Бог не получает ничего от всего многообразия красоты и добра, которое Он дарует своим творениям, так как Он Сам в бесконечной полноте владеет всем, что творениям дано лишь в ограниченной мере. Тем самым остается только предположить, что Бог создал мир ради собственной внешней славы (gloria Dei externa). Каждое творение по-своему должно внести свой вклад в исполнение этой задачи. Все они настолько прославляют Бога, насколько в них бесконечное богатство совершенства Божьего, которое Бог соединяет в Себе в высшей простоте, отражается в разложенном и преломленном виде, как солнечный луч, который, проходя через призму, разлагается на разные цвета. «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1, 20).

Величие земли с её безднами и возносящимися к небу вершинами гор, красота звездного неба – всё это ясно провозглашает величие, славу и великолепие Бога, подобно тому, как прекрасные соборы и произведения искусства прославляют художественный вкус своих создателей.

В сотворенных вещах, как в зеркале (1 Кор. 13, 12), мы видим пусть даже слабый по сравнению с оригиналом, но всё же для нас великолепный образ Бога, который всё это сотворил. «Ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» (Прем. Сол. 13, 1 - 5). «Если, пленяясь их красотою, они почитали их за богов, то должны были бы познать, сколько лучше их Господь, ибо Он, Виновник красоты, создал их» (Прем. Сол. 13, 3).

Итак, всё творение благодаря своему бытию и своей красоте, благодаря своему чудесному порядку и единству представляет собой прекрасное славословие. «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь… Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» (Пс.18, 2. 4 – 5).

Наиболее совершенно среди видимых творений слава Божья представлена в человеке, который является венцом творения. Всё остальное представляет собой лишь след ноги бесконечного Бога, а человек является Его образом и подобием. «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1, 26).

Более того: человек не просто царь творения, он должен быть также его пророком и священником, который привносит слова в безмолвный язык природы и, будучи её представителем, от её и от своего имени воздает Богу должное прославление, выражающееся в познании Бога человеком, в любви человека к Нему и в человеческом славословии.

Тем самым прославление Бога в творениях получает свое полное значение: видимый мир становится для человека как бы лестницей, по которой он восходит к Богу и находит Того, на Кого указывает всё сотворённое.

« предыдущая К содержанию следующая »