§ 2. Ближайшая цель человека, п.3

Из этой-то истины, что всякая земная деятельность должна постоянно иметь в виду конечную цель, и проистекают те выводы, которые св. Игнатий с такой непреклонной ясностью делает в своей книжечке духовных упражнений. Мы должны использовать вещи этого мира лишь в той мере, в которой они служат нам в достижении этой конечной цели, и освобождаться от них в той мере, в которой они мешают нам в этом. Мы не должны искать своей цели в творениях; если бы мы стали стремиться к ним ради них самих и ради удовлетворения наших земных, эгоистичных вожделений, это было бы кощунством. Тем самым вещи этого мира не должны господствовать над нами, и в нашей власти всегда должно оставаться и то, что мы не будем пользоваться ими. Мы имеем право наслаждаться радостями этой жизни, пока они благопристойны и соразмерены. Радости жизни даны от Бога» они должны быть как бы каплями елея, который смягчает суровость жизни, чтобы с тем большей радостью вновь приносить всё в жертву Богу; но мы не должны почивать в них.

А поскольку мы во многих вещах не знаем, ведет ли употребление их к спасению или к погибели, будет ли нам полезнее обладание ими или отказ от них, то в тех случаях, когда мы четко не знаем воли Божьей, должно сохранять определенное равнодушие и поручать себя милосердному Провидению Божьему.

Мы должны быть готовы идти по пути, усыпанному как шипами, так и розами, принимать руку Божью, независимо от того, дает она нам чашу страданья или ведет нас на Фавор. Для душ, которые так расположены, вещи этого мира предстают в совершенно ином свете и получают иное название. Они уже не называются нужда, страдание, боль и позор; теперь душа называет их посещениями, дарами благодати и проявлениями высокой любви Божьей.

Поднимаясь на эту высокую ступень душевной силы, человек поистине становится господином творения, достигая чудесной свободы по отношению к вещам этого мира. Голос чувственности должен умолкнуть, чувство вытесняется со своего господствующего места, властвует только просвещенный верой разум. Чувство говорит: лучше быть богатым, чем бедным, лучше жить в чести, чем в позоре, лучше быть здоровым, чем больным. Но разум говорит: Боже, дай мне то, что ведет к большей славе Твоей и к спасению моей души! Боже, да будет воля Твоя!

Поскольку цель человека целостна, и ближайшая цель является подготовкой к последней, то можно понять, что во всех наших действиях решающее значение должны иметь не плоть и кровь, а соображение: что будет полезно мне для вечности? Ведь «… мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее – всё ваше; вы же - Христовы, а Христос – Божий» (1Кор. 3, 22. 23).

« предыдущая К содержанию следующая »