§3. Испорченность человеческой природы, п.1

Для достижения сверхъестественной цели Бог снабдил человека чудесными дарами. Он был сотворен «по образу и подобию» Божьему (Быт. 1, 26), «в правоте и святости истины» (Еф. 4, 24). «Золотая цепочка прекрасно упорядоченной гармонии исходила от Троицы к высшим силам души и проникала также в её низшие силы, так что те были послушны высшим». Душа была пронизана светом духовной науки, сердце – исполнено разумения, люди понимали добро и зло.

На них излилось высшее преображение. Действием освящающей благодати они были возвышены до богоподобия, и под возвышающим и освящающим влиянием высшей благодатной жизни их естественные силы также были свободно подчинены добру. Первый человек не знал борьбы чувственности против разума и необходимости преодолевать беспорядочные вожделения, пока он оставался в состоянии первоначальной праведности. «Как излитый елей успокаивает штурмующие потоки, так излившаяся на душу полнота благодати успокаивала столь легко поднимающиеся волны чувственной жизни», которая по природе стремится к чувственному удовлетворению и легко противопоставляет себя духу.

Поэтому человеку было легко исполнять данную Богом задачу; возможность не грешить (posse non peccare) должна была через верное сотрудничество с благодатью перерасти в невозможность грешить (non posse peccare), которые образуют свободу детей Божьих; человек должен был возвыситься «до полного общения в любви и жизни с Богом, аналогию чего составляет жизнь блаженных в созерцании Бога».

« предыдущая К содержанию следующая »