§3. Испорченность человеческой природы, п.2

Грех отнял у человека все его сверхъестественные дары благодати и испортил его телесно и душевно. А так как в Адаме согрешил весь род человеческий (Рим. 5, 12), то каждый человек оказался вовлеченным в дурные последствия первого греха, который как первородный грех лежит на всех потомках Адама.

Так, согласно учению Церкви, каждый человек с рождения лишен сияния благодати, лишен богоподобной красоты, которая была свойственна первому человеку. Утратив святость и праведность, душа потемнела. Она подобна «дереву, в котором умерли все его силы, и которое не может уже приносить живого плода», а так как это состояние пришло в результате греха, то мы «по природе чада гнева» (Еф. 2, 3).

Ослабло, прежде всего, наше познание. Лишившись сверхъестественного просвещения, мы теперь оказались во власти многогранного заблуждения, уже потому что наша сила познания, оставленная сама по себе, крайне слаба, а к тому же и в результате затемнения фантазиями и низкими вожделениями. Отсюда идет то, Мы даже в самых важных вопросах имеем такие сомнения, что «Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны» (Прем. Сол. 9, 14). Отсюда недостаток понимания самих себя и часто столь опасное любопытство нашего духа.

Ослабла и наша воля. Она, правда, сохранила естественную склонность к добру, так как это свойственно её природе. Осталась и свобода воли. Но сверхъестественное укрепление, свойственное ей в первоначальном состоянии, было утрачено. И теперь она всё больше склоняется ко злу, и самолюбию легче увлечь её на свою сторону, в то время как упражнение в добродетели дается ей с трудом.

Глубочайшая испорченность через первородный грех проникла и в нашу чувственность, которая теперь своими разнообразными вожделениями вовлекает душу в тяжелую борьбу, так как в результате греха чувственность вышла из-под полной власти разума.

Итак, всё, что есть в человеке, «заблудилось от падения Адама, сердце и чувство, тело и душа, способности и всё… всё стало больным и испорченным».

Конечно, человеческая природа, по сути, внутренне не изменилась. Противоречие между плотью и духом изначально свойственно духовно-чувственной природе. Эта склонность ко греху в течение веков значительно усилилась из-за многочисленных грехов рода человеческого. И мы в своем теле получаем одновременно и это печальное наследие бремени грехов, так что вместе с нарастающей физической дегенерацией продолжается и нравственное развращение. Опасность пасть жертвой этой греховной склонности возрастает и потому, что в результате греха сатана получил власть над людьми, чего не было в состоянии чистой природы (status naturae purae). Кроме того, мир с его дурными примерами постоянно раздувает тлеющий огонек порочности и с чудовищной силой подталкивает ко греху. Так в результате греха порча и гибель пришли на человека, и он не может подняться из этого положения своими силами, столь же мало, как камень, упавший с высоты, сам не может туда вернуться. «Невозможно ни устранить отделение души от Бога, ни душе соединиться с Богом, разве только у неё будет что-то более благородное, чем она сама, а это благодать» .

« предыдущая К содержанию следующая »