§4. Восстановление, п.2

Эта новая жизнь проникает до самого глубинного основания души, можно сказать, эта жизнь охватывает духовность, сущность души как фундамент и опору всех сил и пронизывает её освящающей благодатью, как божественным жизненным соком. Освящающая благодать не просто является украшением оправданного человека, но и облагораживает душу, возвышает и преображает её, так что та получает высшую форму бытия. Однако сущность человеческой природы при этом не меняется настолько, чтобы полностью были устранены её слабость и низость. Благодать наполняет душу небесным светом, пламенем любви Божьей и сиянием Его святости.

Благодать налагает на душу образ Бога, как печать. Как пламя преображает металл и сообщает ему природу огня, так и освящающая благодать делает душу человека богоподобной. Благодать как тварное подражание божественной природе, как участие в ней, делает душу образом триединого Бога. То, что в Боге сущностно, душе передается как свойство. «Дарованы нам великие и драгоценные обетования … вы через них соделались причастниками Божеского естества» (2 Петра 1, 4). Поэтому и Святое Писание (Ин. 3, 3 – 17) называет оправдание по благодати новым рождением от Бога, через которое мы получаем новую, сверхъестественную, божественную жизнь и принимаем в нашу душу самого Святого Духа, который через освящающую благодать живет в душе праведного, как в храме, и не отдает своих даров сразу, но, как божественное солнце, изливает лучи своей благодати в наше сердце и остается в теснейшей связи с ним. Более того, в нас вселяется не только Святой Дух, но и вся Св. Троица вступает в нежные, святые и интимные взаимоотношения с нами, так как внешние дела Божьи, за исключением Воплощения Сына Божьего, являются общими для всех трех лиц. «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23).

Само Св. Писание приписывает, однако, Св. Духу это обитание внутри нас. «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 5). «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16). «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14, 16. 17). Так Св. Дух в отличие от двух других лиц назван «Святым» и считается таким лицом, с которым мы вступаем в особую связь по благодати. Поэтому понятно и то, что мы, говоря о соединении человека через благодать и любовь с Богом, сначала думаем о Св. Духе.

« предыдущая К содержанию следующая »