§4. Восстановление, п.3

Вместе с освящающей благодатью приходит и «блистательнейший сонм добродетелей». Они произрастают из освящающей благодати, как ветви из ствола, они возвышают и преображают силы души, так же, как и освящающая благодать возвышает и преображает её сущность. Эти сверхъестественные добродетели присоединяются к естественным способностям и делают человека способным совершать дела, «столь высокие и благородные, что они соответствуют божественной святости»; дела, «которые по-настоящему в состоянии совершить только Бог», но которые соответствуют нашему возвышению освящающей благодатью до положения детей Божьих. Это силы, которые не даются нам на краткий миг, а надолго укореняются в нашей душе, то есть, они остаются с нами, пока мы имеем освящающую благодать. Они, в отличие от приобретенных добродетелей, не только дают нам силу действовать с большей легкостью и приятностью, но только через них мы вообще оказываемся способны действовать соответственным нашему сверхъестественному состоянию естественным образом (modo connaturale), то есть действовать пребывающими и покоящимися в нас сверхъестественными силами и сверхъестественно совершать добрые дела. Они подобны привою, из-за которого деревце начинает приносить плоды совершенно иного рода.

Тем самым в распоряжении возвышенной до богосыновства души находится богатая, сияющая свита слуг. Ей даны добродетели, поддерживающие высшие силы души, а также и те, которые служат низким способностям вожделений; добродетели, непосредственным предметом своим имеющие Бога, и другие, которые помогают нам использовать всё сотворенное для служения Богу и для достижения конечной цели. Так все силы человека и все его взаимоотношения охватываются благодатью, освящаются и ставятся на служение сверхъестественному.

« предыдущая К содержанию следующая »