§4. Восстановление, п.4

Как бы прекрасен ни был этот Божий подарок добродетелей, они не являются высшим даром, которым Бог наделяет человека для достижения им сверхъестественного блаженства. «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Еф.4, 7. 8). Он через Св. Духа изливает в наши сердца как семикратный дар того же Духа, который почил и на Нем, духа премудрости и разума, духа совета и крепости, дух ведения и благочестия и страха Господнего (Ис. 11, 2. 3), причем он предоставляет нам эти дары как непреходящие силы, как добродетели. Благодаря им мы должны легко слышать то, что говорит нам Св. Дух, как бы постоянно находиться в боевой готовности по отношению к Нему.

Конечно, добродетели дают нам возможность сверхъестественно совершать добрые дела. И под влиянием благодати мы действительно способны делать добро. Но сколько трудностей предстоит нам преодолеть! Это и неведение, тупость, поспешность, ложный страх, жестокосердие, гордость, чувственность, с одной стороны, и манящий нас мир, с другой.

В результате мы не могли бы достичь своего спасения при обычных условиях. Ещё меньше нам достало бы мужества и энергии, когда приходится преодолевать большие трудности и приносить жертвы, которые превышают наши обычные силы, и, тем не менее, требуются в жизни каждого христианина. Через дары Св. Дух восстанавливает то, что было согнуто и сломлено грехом, Он укрепляет то, что ослабил грех, Он освежает и оживляет все силы. Через них мы разрушаем оковы греховных наклонностей, разрываем путы, обвившие сердце, и получаем крылья, которые несут нас к цели. Дары Св. Духа как елей, который делает действие добродетелей приятным; они являются движущей силой, которая мощно побуждает к развитию всех дремлющих способностей и делает их действие по-настоящему решительными. Они как парус, который надувает сам Св. Дух, чтобы поддержать более медленную движущую силу добродетелей. Они как листья и соцветия, дающие свет и тепло сверхъестественной жизни души и тем самым помогающие добродетелям, которые можно сравнить с корнями дерева, хотя и подающими какое-то питание жизненному стволу души, но всё же не обеспечивающими его всем необходимым. Короче говоря, дары Св. Духа – это органы, через которые Св. Дух может поддерживать в душе возвышенную деятельность. Они дают Ему возможность воздействовать на нас не только обычным образом через просвещение нашего разума и побуждение нашей воли, но и чрезвычайным образом, то есть так, что Он сам непосредственно дает нам свет и силу через особое воздействие, в результате чего добродетели получают возможность совершать свои акты более совершенно и приятно и творить добродетельные дела, на которые мы без даров никогда не были бы способны. Потому они представляют собой «тончайшие излучения освящающей благодати, скрытые ниточки, рукоятки и клавиши, с помощью которых Св. Дух управляет освященной душой и производит в ней то, что хочет».

И всё же они ни в коем случае не делают добродетели излишними, более того, добродетели являются предпосылкой для них. Ведь через веру, надежду и любовь, из которых, как из корня, проистекают все остальные добродетели, прежде всего и устанавливается первоначальная связь души со Св. Духом, а потому добродетели даже более необходимы, чем дары Св. Духа. Но дары имеют перед добродетелями то преимущество, что они дополняют, укрепляют и совершенствуют их.

« предыдущая К содержанию следующая »