§5. Необходимость и задача аскетики: Аскетика и её отношения к морали и мистике, п.1

Через св. крещение отпускаются первородный грех и все грехи, которые человек совершил до него. Исполняется то, о чем пророчествовал Иезикииль (36, 25): «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас». Баней возрождения душа омывается и освящается (1 Кор. 6, 11) становится предметом благоволения Божьего, так как «нет никакого осуждения» тем, кто поистине «погреблись со Христом крещением в смерть» (Рим. 6, 4). От полноты Господа во всех, оправданных через крещение и соединенных с Ним как с главой, изливается «божественная сила и благодать, которые делают прилежными к исполнению всех обязанностей христианского благочестия».

Если мы, несмотря на прекрасное оснащение, которое дается нам через освящающую благодать, через добродетели и дары Св. Духа, «не без больших трудностей и усилий начинаем или тем более завершаем благочестивые и добродетельные поступки», то причину этого следует искать в том, что и «после крещения остается сильнейшая борьба похоти против духа». Ведь вместе с освящающей благодатью и содержащимися в ней сверхъестественными силами мы не получаем в придачу и те дары, через которые человеческая природа достигла совершенства в самой себе и освободилась от зла и пороков, а первые люди в раю так «мирно могли жить во плоти, как если бы они не имели плотской природы».

А нам остался огонь похоти, который сам по себе ещё не грех, но от которого происходит грех и который ведет ко греху. Мы должны чувствовать, что сотворены из глины» мы должны иметь спасительный стыд и пребывать в смирении; мы должны «иметь в себе как бы почву и семя для добродетели, чтобы в последствии обрести ещё более обильный плод славы и возвышенные награды».

Человеческая природа, следовательно. Больше не имеет первоначальной полноты жизненной силы; гармония нарушена; существует противоборство чувственной и духовной природы. В неё проникла какая-то порча, которая всё больше усиливалась из-за множества личных грехов людей, совершенных в течение веков. Св. Писание недвусмысленно учит об этом противоречии в человеческом существе. «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иак.4,1).

« предыдущая К содержанию следующая »