§5. Необходимость и задача аскетики: Аскетика и её отношения к морали и мистике, п.4

Аскетика как теологическая дисциплина упорядоченно изображает стремление к христианскому совершенству. Более точно её можно определить как упорядоченное научное руководство по достижению христианского совершенства по образу Христа, выраженное в упражнениях в христианской добродетели с применением средств, полезных для устранения препятствий, под действием божественной благодати. Поэтому аскетика в первую очередь должна показать, в чем состоит христианское совершенство и какие препятствия стоят на пути к нему. Это первая часть задачи. Затем она должна указать на вспомогательные средства, которые можно использовать при достижении цели (молитва, труд, страдание, преодоление самого себя). Это вторая часть задачи. А третье, что она должна сделать, это изобразить, как сама добродетельная жизнь проявляется а практическом исполнении божественных и моральных добродетелей.

Аскетика представляет собой одну из сторон христианского морального учения. Можно бы даже сказать, что она, собственно говоря, и является христианской моралью. По крайней мере, в ней она занимает выдающееся положение. В ней исполняется Слово Господа: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16, 26). И другое: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48), если рассматривать упражнения, которые она предписывает не как цель, а как средство.

В аскетике христианская мораль возвышается от учения об обязанностях до учения о добродетелях причем здесь она обращается ко всем христианам и охватывает все сословия, чтобы содействовать возрастанию всех в любви к Богу и ближнему.

« предыдущая К содержанию следующая »