§5. Необходимость и задача аскетики: Аскетика и её отношения к морали и мистике, п.5

Чтобы определить отношение аскетики и мистики, сначала следует обратить внимание на то, что мистику можно понимать в широком и в узком смысле слова.

В широком смысле слова она включает в себя и аскетику, так как её предметом является совершенствование и совершенство внутренней жизни, подразделяемое на три ступени, выражающихся в пути очищения, просветления и единения, то есть вся христианская жизнь, от борьбы со страстями и до «высших состояний живого и любовного общения с Богом». Если же мы хотим разделить аскетику и мистику, то в первой речь идет скорее о деятельности человека для уподобления Христу; она показывает, как можно достичь христианского совершенства, выражающегося в уподоблении Христу, с помощью серьезного упражнения и тренировки воли, через использование подходящих средств, с одной стороны, для защиты от манящего греха, а с другой, для более интенсивной практики добродетелей. Мистика же, напротив, больше внимания уделяет жизни Бога в человеке или сокрытой жизни человека в Боге, она стремится показать высшие пути благодатной жизни, которыми Бог хочет соединить душу с Собой. Она, по сути, занимается единением с Богом, как таковым, хотя и не исключает подготовительных упражнений к мистической жизни. Она занимается также и побочными мистическими феноменами, которыми, однако, ни в коем случае не исчерпывается сущность мистической жизни.

« предыдущая К содержанию следующая »