§6. Из истории аскетики. I. Патристический период

1. Так называемые мужи апостольские. Уже в Дидахе (Учение 12 апостолов) мы видим начатки руководства по христианской жизни. С помощью образа двух путей, пути к жизни и к смерти, нам представляется христианское нравственное учение. В Послании Варнавы (составлено в конце первого – начале второго века) христианская жизнь изображена, пожалуй как подражание Дидахе, в образе двух путей, пути света и тьмы (гл. 8 – 21). В то же время было написано и достаточно крупное послание от имени Климента Римского к христианской церкви в Коринфе. Оно содержит общие поучения и особенно предостерегает от зависти и ревности и, со ссылкой на пример В. и Н.З. особо рекомендует добродетели смирения и послушания.

2. Под тем же именем написаны ещё два послания, которые известны как послания к девам (то есть к безбрачным или к аскетам обоего пола). Эти послания, в которых прославляется величие девственного состояния, а также даются правила безопасности для сохранения девственности, принадлежат скорее всего, к 3 веку. О посланиях св. Игнатия († 107) св. Поликарп говорил в своем сочинении: «Они содержат веру и терпение, и всё назидают, приближая к нашему Господу».

Послание к Диогнету (2 или 3 вв.) изображает сверхъестественное преобразование христианина и его любовь к ближнему.

3. Отцы Церкви и писатели, начиная с 3 века.

a) Греческие авторы. Климент Александрийский († ок. 214) в своем сочинении Quis dives salvetur учит правильно употреблять земные Богатства. Основываясь на Мф. 19, 21 – 30, он показывает, что и богатый может достичь блаженства, если будет применять свое богатство для служения ближнему. До нас дошли и два прекрасных аскетических произведения Оригена († 254 или 255). Одно из них – De oratione, которое называют жемчужиной его писаний, в первой части посвящено молитве вообще, а во второй части – молитве Господней. Мефодий Олимпийский († 311) вдохновенно прославлял девственность. В своем сочинении «Трапеза или о девственности» он изображает десять дев, которые одна за другой прославляют девственность и нравственное превосходство христианства над этическими принципами философии. Макарий Египетский († 385) оставил нам много мистически-аскетических трактатов: De custodia cordis, De perfectione in spiritu, De oratione, De patientia et discretione, De elevatione mentis, De caritate, De ubertate mentis. Его считают «выдающимся представителем древнейшей церковной мистики». Василий Великий († 379) написал два монашеских правила (более длинное и более краткое). В них он выделил пять принципов монашеской жизни. Среди аскетических произведений Григория Нисского († 394) заслуживают особого внимания De perfectione и De virginitate. Последний труд, написанный им в уединении, можно, пожалуй, назвать лучшим его аскетическим трудом. Григорий Назианский († 390) оставил нам сочинение Apologeticus de fuga, труд, заслуживающий особого внимания священников, в котором он говорит о достоинствах и тяготах священства. Этот труд стал образцом для Иоанна Златоуста, когда тот писал свое произведение De sacerdotio. Кирилл Иерусалимский († 386) в своем втором поучении об истинах веры рассматривает грех и покаяние, а в пятом – сущность и происхождение добродетели веры. Иоанн Златоуст († 407) в своем труде De sacerdotio в шести книгах превосходно изображает достоинство и величие священства. Псевдо-Дионисий Ареопагит (конец 6 или начало 6 века) считается собственно основателем спекулятивной мистики. Он первым начал систематически разрабатывать мистическое богословие. В течение всего Средневековья составлялись комментарии к его мистической теологии, а также к сентенциям Петра Ломбардского. Максим Исповедник († 662) обработал сочинения Псевдо-Дионисия и составил к ним комментарии. См. Р. Кох, Псевдо-Дионисий Ареопагит, 1900.

b) Среди латинских авторов по мистике и аскетике выделяются следующие: Тертуллиан († после 220). Из его произведений католического периода заслуживают упоминания несколько трудов. Это De patientia, где он для собственного утешения говорит о терпении, как больной о здоровье. Далее De oratione, где даны многочисленные «поучения о молитве вообще и пояснения к молитве Господней». Здесь особенно подчеркнуты сила и действенность молитвы. Третье сочинение – De poenitentia - посвящено покаянию и покаянному настрою души вообще, а также рассматривает церковные упражнения в покаянии. Св. Киприан Карфагенский († 258) оставил нам множество аскетических произведений, полных глубокого благочестия. В трудах De oratione и De patientia он идет вслед за Тертуллинаом, не теряя при этом и своеобразия. В небольшом сочинении De opere eleemosyna он ярко изображает силу милостыни. Св. Амвросий († 397) в сочинении De officiis он пишет о четырех основных моральных добродетелях, а также перечисляет обязанности и преимущества, благодаря которым духовенство должно быть как бы маяком для народа. Кроме того, он написал превосходные труды о девственности и девственном состоянии. Св. Иероним († 420) написал много посланий или руководств, посвященных духовной жизни. В них он дает советы, как достичь совершенства. Можно упомянуть хотя бы такие послания, как Epistola ad Eustochium и Episola ad Nepotianum. В последнем он заостряет внимание на обязанностях священства. Св. Августин († 430) как никто другой отразил в различных своих трудах практику христианской жизни. Можно упомянуть хотя бы De moribus ecclesiae catholicae, De patientia, De continuentia, De sancta virginitate, De bono conguigi, De bono viduitatis, De opere monachorum. Кассиан († 432), «величайший теоретик аскетической жизни», составил справочники по аскезе для монахов и отшельников. Один из них называется De coenobiorum institutis et de octo principalium vitiorum remediis, а другой – Collationes Patrum, т. е. беседы монахов и отшельников о совершенстве. Огромное влияние на духовную жизнь на Западе оказало Правило св. Бенедикта († 543). С 8 по 13 вв. оно считалось основным монашеским правилом, к нему было составлено множество комментариев. Св. Бернард говорит о нем (Sermo in Natali S. Bened. n. 2): Ipso dux noster, ipse magister et legifer noster est.

c) На пороге Средневековья мы видим выдающуюся фигуру св. Григория Великого († 604), который написал Expositio in beatum Iob seu Moralium libri 35. Это произведение стало настоящим кладезем по морально-аскетическим вопросам. Получил широкое распространение и многократно переводился на немецкий язык и другой его труд: Regula pastoralis. Здесь он во всех направлениях рассматривает жизнь пастыря душ.

« предыдущая К содержанию следующая »