§6. Из истории аскетики. II. Средневековый схоластический период

В переходный период вплоть до 12 века церковная наука заботилась в основном о сохранении древней традиции. В 12 веке научная жизнь вступает в новый период. Первопроходцами здесь стали св. Бернард и викторинцы Гуго и Ричард.

Св. Бернарда Клервосского († 1153) можно, пожалуй, назвать величайшим мистиком 12 века. Но в нем мистическая глубина сочетается с серьезным практическим направлением. Из его сочинений можно назвать Sermones in Cantica, Liber de diligendo Deo, Tractatus de gradibus humilitatis et superbiae, De moribus et officio episcoporum, Sermo de conversione ad clericos, Liber de praecepto et dispenstione, Liber de consideratione.

Гуго из Св. Виктора († 1141) развивает мистически-аскетическое богословие в основном с психологической стороны и охотно опирается на св. Августина и св. Григория Великого. Из его сочинений особо следует отметить De vanitate mundi, De laude caritatis, De modo orandi, De meditando, De contemplatione et eius speciebus. Его ученик Ричард из Св. Виктора († 1173), как и учитель, в своем труде De praeparatione animi ad contemplationem излагает троякую силу человеческого познания (сила воображения, разум, познание). С практической точки зрения заслуживает упоминания его сочинение De extreminatione mali et promotione boni. 13 век дал миру однвоременно великих схоластов и великих мистиков. Альберт Великий († 1280) в своей золотой книжечке De adhaerendo Deo, ставшей прекраснейшим плодом мистики Альберта, выражает мысль: «Одно только нужно: люби Бога всем сердцем твоим». Его ученик св. Фома Аквинский († 1274) написал по этим вопросам Explanatio in Cantica и De perfectione vitae spiritualis. Но и прочие его произведения содержат так много мистического, что Валлорнера разработал всю свою мистику почти на одних только цитатах из св. Фомы. Св. Бонавентура († 1274), которого Герсон называет «лучшим учителем», «основательным и твердым, благочестивым и праведным и назидательным», который стремится «постоянно преображать свет науки в огонь и плодородие жизни», подарил нам великолепные сочинения по мистике и аскетике. Из тех его произведений, которые издательство Ad claras Aquas (Quaraci) с полной уверенностью признает подлинными. Можно выделить: Itinerarium mentis in Deum, De perfectione evangelica, Collationes de septum donis Spiritus sancti, De triplici via (alias Incendium amoris), Soliloquium, Lignum vitae, De praeparatione ad Missam, Apologia pauperum.

Давид Аугсбургский († 1271) в своем произведении De exterioris et interioris hominis compositione рассматривает духовную жизнь в соответствии с тремя известными путями. Искаженный грехом образ Божий, выражающийся в разуме, воле и памяти, должен быть восстановлен. «Через самовоспитание духовный человек стремится достичь того, чтобы не просто практиковать добродетели, но практиковать их с легкостью».

Здесь по праву можно назвать и Перальда († 1270). Его Summa de vitiis et virtutibus содержит поистине золотые зерна аскетики; она носит и почетное название Золотая сумма

В 14 веке мистика принесла чудесные цветы, но больше в спекулятивном плане.

Генрих Зойзе († 1365) считается самым любвеобильным из немецких мистиков, сердце которого с юности было полно любовью (Герес). Его книжечке о вечной Премудрости считается «прекраснейшим плодом немецкой мистики» (Деникль).

Таулер († 1361) безусловно является одним из величайших немецких мистиков. Сила его мистики основана на том, что он сумел вложить в неё всё свое сердце. Всю свою личность (Прегер). Его проповеди были опубликованы в 1826 г. во Франкфурте, а также в 1910 г. Фердинандом Футтуром в Берлине. «Подражание бедной жизни Иисуса» написал не он. Ср. Деникль, Книга духовной нищеты, Мюнхен 1877.

Руйсбрук, Doctor extaticus († 1381) является «исполненным благодати учителем науки святых». В его сочинениях звучат порой пантеистические и квиетистские выражения, но сам он был далек от обоих заблуждений.

Следующий 15 век, оказавшийся бедным на авторов по аскетике, вновь обратился скорее к практическому направлению. Пожалуй, это произошло из-за многочисленных заблуждений спекулятивной мистики предшествующего века.

У Герсона († 1429) в его Considerationes de theol. mystica можно прекрасно пронаблюдать это направление.

Дионис Картузианец († 1471) – яркий учитель духовной жизни. Его многочисленные труды по аскетике основаны на глубоком знании догматики. Стоит упомянуть отдельные его работы: De remediis tentationum, De via purgativa, De oratione, De gaudio spirituali et pace interna, De quatuor novissimus, De sacramento altaris et celebratione dialogus.

У св. Антония Флорентийского († 1459) в его Сумме собрано немало моральных и догматически-аскетических трактатов. Можно упомянуть его сочинения De virtutibus и De donis Spiritus sancti.

Блаженному Фоме Кемпийскому приписывают «золотую книжечку» «Подражание Христу». В этой непритязательной книжечке призыв к внутренней жизни на фоне свойственному тому времени уходу во внешнее звучит так настойчиво, что многие видят в ней некоторое «бегство от мира».

Фома Кемпийский является одним из великолепных представителей практически-аскетического направления.

« предыдущая К содержанию следующая »