§6. Из истории аскетики. III. Новое время

В 16 веке практическая мистика особенно процветала в Испании. Изо всех авторов особенно выделяется св. Тереза († 1582), реформатор Кармеля, удостоившаяся титула учителя Церкви. В своей книге «Путь совершенства» она излагает теорию молитвы, «выведенную из собственного опыта и освещенную богословской наукой». Её «Внутренний замок» представляет собой планомерно выстроенную мистическую систему.

Св. Иоанн Креста, О. Карм. († 1591), которого называют самым глубокомысленным, ясным и ученым из всех мистических богословов, оставил нам самые точные и меткие инструкции о жизни совершенств: «Восхождение на гору Кармил», «Темная ночь» и «Духовная песнь». Последнее произведение обобщает «троякий путь».

Людовик Гранадский O. Pr. († 1588) был и великим автором по аскетике, и великим испанским классиком. Его книга “Споручница грешных” стала для многих утешением; его «Записная книжка христианской жизни» представляет собой руководство , как можно постепенно дойти от низшей до высшей ступени совершенства.

Людовик из Блуа Ludovicus Blosius O. S. B., † 1566), получивший почетное имя «второй Бернард», был одним из самых плодовитых авторов по аскетике. Одно из его самых известных произведений – Monile Spirituale, Духовное ожерелье.

Фома Иисуса O. S. B. († 1582) писал о «страстях Христовых» и De oratione Dominica. Св. Игнатий Лойола († 1556) в своей книжечке духовных упражнений преподал нам «целый практический учебный курс духовной жизни» (Мешлер). Книжечка перерабатывалась уже много раз.

17 век был довольно богат на аскетических авторов. Выдающиеся писатели были в Италии: Скуполи († 1610), «Духовная борьба» которого относится к лучшим произведениям аскетической литературы. Роберт Беллармин кард. S. I. († 1621). Из его сочинений по аскетике особенно ценятся и часто переиздаются следующие: Gemitus columbae, De ascensione mentis in Deum per scalas rerum creatarum и De arte bene moriendi. Иоанн Бона кард O. Cist. († 1674). У него простота сочетается с мужественной силой. Наиболее распространены следующие его произведения: Manuductio ad coelum, De sacrificion missae, Horologium asceticum. В книге Шоррера S. I. Theologia ascetica Рим, 1658, аскетика предстает как самостоятельная богословская дисциплина.

Морциус O. Cist. в своем Cursus vitae spiritualis (впервые издан в 1674 г.) полностью идет по стопам св. Фомы. Его изложение очень кратко.

Из испанских авторов заслуживают упоминания: Иоанн Иисуса Марии O. Carmel discalc. († 1615). Беллармин и Франциск Сальский очень ценили его за его произведения по аскетике. Альфонс Родригес S. I., автор «бессмертного произведения» «Упражнение в христианском совершенстве». Альварес де Пас S. I. († 1620). Его Opera spiritualis – настоящая сокровищница. Де Понте († 1624) за свои сочинения «Размышления», «Духовный руководитель» и «Совершенный христианин» заслуживает быть названным среди лучших авоторв по аскетике. Фома Валорнера О. Pr. († 1665). Его Mystica theologia полностью основана на учении св. Фомы.

Среди французских авторов выделяются Годье S. I. († 1620). Он написал De perfectione vitae spiritualis. Св. Франциск Сальский († 1622) оказал сильное влияние на аскетическую литературу последующего периода. Линдерман замечает: «Он вывел христианскую мораль из утонченной высоты монастырской мистики и ввел её в христианский дом». Его «Филотея» вошла в число «шедевров мировой истории» (Линдерман). Следует упомянуть и его «Теотима» или «О любви Божьей», а также его письма, изданные Беккером во Фрайбурге в 1898 году. Наиболее известен «Духовный катехизис», переизданный в Париже в 1882 г. Книга была запрещена. Но издания 1730 г были исправлены и не подверглись запрету.

Особенно выделяется Филипп Св. Троицы (a ss. Trinitate, † 1677), O. Carm. И его Summa theol. mysticae. Он сам говорил об этом произведении, сравнивая его с другими своими трудами: Quod ceteris omnibus aliis praefero; praecipuum meorum operum. Его ученик Антоний Св. Духа (a Spiritu sancto, † 1674) в своем сочинении Directorium mysticum идет тем же путем.

Голландец Лессиус, S. I. († 1623). Его книга De perfectionibus moribusque divinis представляет собой «равно выдающееся произведение науки и аскетики. Гордериус S. I. († 1650), Антверпен 1642.

Среди поляков можно назвать двух значительных представителей аскетики: Ник. Ланцизизиуc S. I. († 1638). Его произведения были изданы его орденом в Кракове. Достаточно назвать его произведения De exteriore corporis compositione, De mediis conservandi Spiritus, De causis remediis arditatis in oratione. Каспар Друбицкий, S. I. († 1662) также написал много трудов по аскетике. Среди них наиболее известны: Lapis lydius boni spiritus (Пробный камень доброго духа), а также Considerationes de soliditate verae virtutis, De sublimitate perfectionis, De brevissima ad perfectionem via, Vota religiosa.

В Германии заслуживает упоминания Бирнбаум (середина 17 в.) регенс семинарий в Майнце и Вюрцбурге, за его превосходное теологически-аскетическое освещение добродетелей с учетом особенностей священнической жизни. Эта книга называется Seminarium virtutum. Другая книга Irriguum virtutum рассматривает важнейшие добродетельные средства, а третья – Tractatus de clericorum ac puritatem obligatione (1756). Как уже указано в названии, обсуждает достоинство и обязанности духовенства, а также средства, позволяющие жить в соответствии с призванием к священству.

18 век дал также прекрасных авторов по аскетике. Бенед. Рогаччи, S. I († 1719) оставил нам трехтомник «Об одном, что нужно». Иоанн Баптист Скарамелли († 1752) представляет собой систематическое рассмотрение аскетики, отделяя её от мистики, которой он посвятил отдельное произведение. Его аскетика вышла под названием: Руководство к аскезе.

Св. Альфонс Лигуори († 1787) стал, пожалуй, одним из тех аскетических авторов нового времен, чьи произведения наиболее полно стали достоянием народа. Следует назвать его “Посещения”, “Любовь душ” и “Истинная невеста Иисуса Христа”. Диркинк О. И. В начале 18 века написал очень содержательную книжечку Semita perfectionis, в которой он рассматривает добродетели, их сущность и основание, упражнения в них и средства к достижению. Крупным произведением стал Trinum Perfectum Михаэля Св. Екатерины, O. S. Катценбергер, O. F. M. В своей книге Scientia salutis рассматривает совершенство, упражнения в нем на трояком пути и вспомогательные средства. Ноймайер S. I. († 1705). Его небольшое сочинение Idea theologiae asceticae впервые было опубликовано д-ром Крамером в 1781 году. Дом. Шрам O. S. B. († 1797) получил признание за свой двухтомник Institutiones theol. myst. – 1777. Для него характерны богословская глубина и практичность. Заслуживает упоминания и Целестин II, князь-аббат Сен Галлена, который в своей книге Ethicae religiosae gymnasium perfectissimum, 1793 г. дает очень точное и научно-аскетическое рассмотрение страстей.

В 19 и 20 веке выделяются: Грундкеттер, Руководство по христианскому совершенству, Регенсбург 1891. Лайк C. Ss. R., Школа христианского совершенства, Регенсбург 1886, составлено из произведений св. Альфонса. Бюргер, S. I. – Наставление о христианском совершенстве. Это систематические доклады с солидной доктриной. П. Вайс O. Pr. в 5 томе своей Апологии представляет «Философию совершенства». Это яркий, глубоко теологический и приятный труд. Рибет, Христианская аскетика (с французского, Майнц, 1891) рассматривает христианское совершенство, препятствия и средства для его достижения. Тиссо. Внутренняя жизнь (с французского), Регенсбург, 1899. Содро, Духовная жизнь и ступени её развития (с французского, 1901) в своем произведении приближается к трудам св. Терезы. Бартье, О христианском и монашеском совершенстве согласно Св. Фоме и Св. Франциску Сальскому, Париж, 1901 г. Здесь показано, в чем же собственно заключается христианское совершенство. Майер S. I. Первые наставления в науке святых (1 том: Человек, какой он есть; 2 том: Мир, в котором мы живем), Фрайбург, 1907 и 1909. Ватеротт, Орденская жизнь и орденский дух. Фрайбург, 1911. Ферингер Эд., Орденский дух, Саарлуи, 1911. Особенно можно порекомендовать: Цан, Введение в христианскую мистику, Падеборн, 1908.

Из трудов по отдельным аспектам аскетики можно отметить: П. Фон Лехен, О. И, Путь к внутреннему миру, Фабер, Всё для Иисуса, Прогресс души, драгоценная кровь, Вифлеем. Хензе, Искушения и средства против них. П. Тильман, Молитва по учению святых. П. Тенбак Бенед., Внутренняя молитва, Майнц, 1876. Кроцберг. Молитва, 1905.

« предыдущая К содержанию следующая »