§7. В чем состоит христианское совершенство?, п.1

С самого начала следует указать на неправильное мнение, будто христианское совершенство заключается во внешних покаянных упражнениях, таких как умерщвление плоти: бдения, посты и другие виды сурового обращения с телом. В таких делах многие из наших святых уступают другим, тем, кто не носит имени христиан. Неверно было бы видеть сущность совершенства и в нагромождении внешних религиозных дел, полагая, что самым совершенным будет тот, кто прилежнее всех посещает Святую Мессу и причащается Святых Тайн. Даже строгость и пунктуальность в выполнении правил жизни в монашеском ордене, таких как обет молчания или соблюдение определенного порядка не образуют ядра христианского совершенства.

При всём этом душа может не иметь прочной благодати и быть полной пороков; злые наклонности и страсти могут беспрепятственно извращать её, эгоизм может поймать её в свои ловушки и использовать всё в своих целях, в ней может торжествовать пустое самодовольство, презирающее ближних.

Согласно св. Франциску Сальскому, такие люди принимают следствие за причину, ручей – за источник, ветви – за корень, второстепенные дела – за суть, а часто тень – за вещь.

Раздутая, но лишенная внутренней опоры и содержания, такая душа не имеет силы сопротивления и оказывается беспомощной, когда на неё надвигаются тяжкие волны искушений. Душа, занятая только собой и не имеющая истинного уважения и любви к ближнему, постоянно находится в опасности лишиться и любви к Богу. Так они сеют тысячи добрых дел и ничего не могут пожать. Они надевают на себя доспехи из постановлений и обычаев, но это не согревает их. Проглатывают любое благочестивое новшество, но не насыщаются.

« предыдущая К содержанию следующая »