Антиохийская литургическая традиция

Эта традиция, формировавшаяся достаточно медленно с литургической точки зрения – первоначально в Иерусалиме, а затем, прежде всего, в Антиохии – распространилась в Палестине, Сирии и Месопотамии, а ко второй половине XVII века достигла христиан Святого Фомы в Южной Индии. Вплоть до частичного и временного завоевания Сирии константинопольскими императорами в X в. она являлась также традицией христиан Антиохийского Патриархата, называемых "греко-мелькитами", придерживающихся веры Халкидонского Собора; однако в последующие века эта традиция у греко-мелькитов была постепенно вытеснена константинопольским обрядовым наследием. Марониты сохранили по существу антиохийскую обрядовую традицию, однако с некоторыми изменениями отдельных литургических текстов и определенных внешних форм, под воздействием латинского обряда. Антиохийская литургия, в которой ранее использовался как греческий, так и сирийский язык, ныне совершается только на сирийском, с включением некоторых частей на арабском языке, особенно у сирийцев и маронитов. Маланкарцы (католики антиохийского обряда Индии) кроме сирийского, используют также малаялам – язык, распространенный в Малабаре.