§8. Более точное определение христианского совершенства, п.3

В соответствии с этим, совершенен тот, кто обуздал свои страсти и властвует над ними. Но, несмотря на это, мы должны сказать: сущность совершенства состоит не в этих актах нравственных добродетелей и даже не в самих добродетелях. Их можно скорее назвать причиной или при уже достигнутом совершенстве – его внешними проявлениями и плодами.

Совершенство – это скорее то привычное расположение человека, находящегося в состоянии благодати, когда он с готовностью и легкостью делает то, чего требует любовь. Это такое состояние, когда для человека как бы его второй природой становится приводить в действие свою любовь к Богу в определенные моменты и в определенных ситуациях, совершать добродетельные поступки и, насколько это позволяет человеческая слабость, хранить душу даже от малейших пороков.

Из этого становится ясным, что степень совершенства не полностью совпадает и не должна полностью совпадать со степенью освящающей благодати или со связанной с ней обычной любовью. Может случиться, что кто-то превосходит другого по мере освящающей благодати (любви), но другой превосходит первого с точки зрения собственно совершенства. Тот, кто годам часто принимает св. Таинства, подает милостыню и совершает другие добрые дела, будет постоянно увеличивать освящающую благодать, при условии, что он находится в состоянии благодати. Но при этом следует подумать, что такой человек меньше внимания уделяет преодолению себя и обуздывает страсти лишь настолько, чтобы они не вырвали его из состояния благодати.

С другой стороны, кто-то, еще не так давно обращенный к Богу, может через умерщвление и отречение от самого себя войти в такую силу, что упражнение в добродетелях больше не будет для него трудным. По привычной любви и благодати он может еще отставать, но уже общее мнение признает за ним большее совершенство.

« предыдущая К содержанию следующая »