§8. Более точное определение христианского совершенства, п.4

Совершенство – это награда победителю за жаркую борьбу и стремление, это цель полного трудностей пути.

В этом смысле оно не является даром Божьим, как если бы Бог вложил в руки человека уже готовый подарок; оно имеет свою внутреннюю историю и развитие Совершенные люди, в общем и целом, не являются счастливчиками, чья жизнь течет ровно, как ручеек, вода которого никогда не бывает мутной и ровная поверхность которого никогда ни волнуется.

Подобно тому, как в естественной жизни клетка прилагается к клетке, пока не сложится весь организм, а новые клетки становятся основой для следующих, так и заложенная в душу при оправдании благодатная жизнь развивается от ступени к ступени при свободном сотрудничестве человека на каждой ступени, а также часто и в сильной борьбе, с применением величайшей энергии. С христианской точки зрения совершенно правильно говорит Эд. Гартман: «Никакой прогресс не является достаточно великим, чтобы обеспечить победу человека даже тогда, когда тот теряет бдительность и прекращает борьбу. Любой прогресс в развитии … подобен отвоеванной на поле битвы новой позиции. Недостаточно просто отвоевать её. Её нужно укрепить, чтобы не быть вновь отброшенным с неё, она должна стать опорным пунктом для наступательных бросков, чтобы все более полно побивать врага».

Поэтому, если представители протестантской этики и религиозной психологии начинают рассматривать путь к совершенству или к святости с момента мгновенного обращения, то это противоречит и психологии, и истории.

Такие воззрения, как подчеркивает Радемахер, имеют две ложных предпосылки, «во-первых, как будто обращению к идеалу совершенства всегда должно предшествовать состояние большего или меньшего отхода или удаленности от этого идеала, а во-вторых, как будто обращение к Богу обязательно должно иметь свое начало в одном неповторимом религиозном переживании».

В нормальном случае христианское совершенство развивается постепенно, под воздействием благодати и при сотрудничестве человека, в постоянном труде и борьбе против берущих свое начало в первородном грехе инстинктов похоти. При этом приходится пережить и немало поражений.

Мгновенное обращение представляет собой необычное и чрезвычайное религиозное явление.

На этом пути мы встречаем три основных группы, представители которых по своим душевным свойствам и по степени совершенства отличаются друг от друга, как небесные светила от своего света.

В первой группе мы видим начинающих в духовной жизни (incipientes), которые имеют уже самое существенное в христианском совершенстве, благодать и любовь, но еще не прошли борьбу со страстями и еще мало упражнялись в добродетели.

Им не просто трудно упражняться в добродетели, и они натыкаются на препятствия при каждом шаге вперед: их душа еще находится в большой опасности потерять жизнь благодати, которая в них еще подобна слабому огоньку, из-за буйства могуче поднимающихся и возможно очень сильных из-за долгой греховной жизни страстей.

Душа находится здесь еще на пути очищения (via purgativa), а основная их задача заключается в том, чтобы начать борьбу со злыми похотями, обуздывать страсти и укреплять любовь. Душа должна стараться не просто не совершать тяжелых нарушений ни одной заповеди, но и укрепляться на будущее, чтобы сокращалась и сама опасность её нарушения.

Ко второй группе относятся продвинутые (proficientes). Они уже больше овладели своими страстями; их битвы уже не столь тяжелы, а опасность впасть в тяжкий грех не так велика: упражнение в добродетели дается им уже легче, но страсти их ещё не упорядочены настолько, чтобы любовь могла развиться в них в полную силу и с легкостью противодействовать вторжению даже легкого греха.

Но перед душой становится всё светлее. Образ, согласно которому она должна сформироваться, сияет ей всё ярче, вызывая радость,. Благодать всё глубже и проникновеннее охватывает душу. Пороки души осознаются всё отчетливее, добро приобретает для неё все большую притягательную силу. Душа испытывает побуждение изобразить в себе Христа. Это состояние просветления (via illuminativa).

В третьей группе (perfecti) страсти уже в целом упорядочены, добродетели через упражнения укрепились настолько, что любовь в своей первозданной сфере движется свободно, легко и радостно. Душа находится в любовном единении с Богом, а упражнение в любви стало её главным стремлением. Воля Божья и прославление Бога стали для души всем. В счастье и несчастье она настроена одинаково. В её сердце не вторгаются ни чрезмерная печаль, ни чрезмерная радость. Свободные в порицании, такие души смиренны в мышлении. Они достигли полноты духовного возраста, получили полноту здоровья. Они подобны дереву, полному плодов (via uniativa).

Однако нельзя полностью разделять эти группы и представлять их в полном отрыве друг от друга. Во всех трех группах бывают исключения, или они переплетаются друг с другом. По особой благодати Божьей может случиться, что те, кто, в общем, относится к первой группе, с некоторой легкостью совершают над собой упражнения в умерщвлении, а также ведут молитвенную и добродетельную жизнь. Но эта легкость и даже приятность ещё не является результатом духовного самовоспитания, а представляет собой скорее дарованное Богом на время благоприятствование, чтобы ослабленная грехом воля не потеряла мужества в самом начале пути.

Страсти только усыплены, добродетель приводится в действие только сладким обаянием. Одна единственная сильная буря могла бы произвести здесь огромные разрушения.

Хотя таким образом у первой группы часто ощущается приятность, которая, как правило, причитается второй группе, она, напротив, часто ощущает непредвиденные трудности, которые порой намного тяжелее, чем всё, что ей приходилось переносить ранее. Но это не должно становиться причиной для беспокойства. Причина этой борьбы находится не столько в еще неупорядоченных страстях, сколько скорее во внешних силах, воздействие которых хотя и стало безвредным, но не может быть полностью удалено. Бог допускает это, чтобы корни любви вошли в сердце ещё глубже. А венец небесный засиял ещё ярче.

Но даже на высшей ступени святые многообразно «подвергаются преследованиям со стороны темных сил снизу, и, далекие от того, чтобы наслаждаться чувством безопасности, они ничего так не боятся, как самоуверенности и самонадеянности». И даже ошибки и несовершенства не исключены и здесь до конца. Св. Франциск Сальский считает достаточным «облечься в совершенство за четверть часа до смерти».

« предыдущая К содержанию следующая »