§9. Совершенство в этом и в том мире, п.2

Такое совершенство здесь, на земле, невозможно. Мы должны довольствоваться тем, что стремимся к этой цели. Это происходит двумя способами. С одной стороны, душа удаляет от себя всё то, что прямо противоречит тяге и любовному стремлению к Богу, или иными словами, мы сохраняем состояние освящающей благодати, избегая тяжелого греха. Более совершенным образом это происходит, когда душа по возможности избегает и повседневных грехов, которые препятствую полной самоотдаче Богу, борется с беспорядочными склонностями, которые ведут к повседневным грехам, и поддерживает себя в постоянной готовности к совершению любого служения любви по отношению к Богу.

Здесь на земле из-за слабости человеческой природы и огня похоти невозможно полностью избегать повседневного греха без особой милости. «Ибо все мы много согрешаем» (Иак. 3, 2). «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7, 20). «Кто может сказать: "я очистил мое сердце, я чист от греха моего?» (Прит. 20, 9). Только о Божьей Матери мы знаем, что даже и тень греха не запятнала сияние её чистоты.

Даже святые постоянно неприкрыто называли себя бедными грешниками. Пророк Исаия, которому Сам Бог в чудесном видении очистил уста горящим углем, который видел серафимов и удостоился Откровения Божьего, тем не менее, восклицает: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами» (Ис. 6, 4 - 6). А с какой откровенностью говорит о своих грехах св. Августин даже тогда, когда он уже давно сбросил с себя оковы владевших им страстей! Святые – тоже люди имеющие слабости человеческой природы. И у них тоже проявляется то, что совершенство на земле никогда не бывает таким великим и абсолютно укрепленным, что оно уже не подвержено ошибкам и потрясениям. Страсти, конечно, можно преодолеть настолько, что легкие грехи совершаются крайне редко, да и то по невнимательности (peccata subreptionis), а не по здравом размышлении; добродетели могут практиковаться в героической степени, и всё же верным остается слово: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26, 41).

Уже по этой причине нужно сказать, что совершенство, которое могло бы соответствовать такому строгому понятию, на земле невозможно.

Мнение, что вершина совершенства может быть достигнута в результате решения, Св. Франциск Сальский называет губительным заблуждением, которое легко может появиться у начинающих. Опыт же научает, что это не так. Результатом порой может стать определенное уныние. «Иметь терпение с самим собой» – это он считает самым безопасным путем. В подтверждение и в утешение он говорит: «Поистине неудивительно, что слабость слаба, немощь немощна, а нищета убога». В одном из писем он предупреждает: «Относитесь с подозрением ко всем желаниям, которые должны остаться бездейственными. Таковы желания некоторого христианского совершенства, которое хотя и можно вообразить, но никогда не достигнуть, которому, пожалуй, многие учат, но никто не исполняет. Знаете ли, добродетель терпения наиболее обеспечивает нам совершенство (Иак. 1, 4) и если мы должны иметь его с другими, то и с самими собой тоже.

Нужно переносить собственное несовершенство, чтобы достичь совершенства; я говорю, переносить с терпением, не любить его и не льстить ему: такое терпение питает смирение».

« предыдущая К содержанию следующая »