§9. Совершенство в этом и в том мире, п.3

Сюда же относится и то, что наша любовь к Богу в этом мире не может развиться в свою полную силу, а лишь привычно обращена к Богу, что само по себе уже означает несовершенство.

Не достигли мы и нашей цели, соединения с Богом, которое будет дано нам в блаженном созерцании; мы еще на пути к нему и можем ещё заблудиться.

Вообще, если сравнить человеческое совершенство с совершенством Божьим, тогда по-настоящему бросается в глаза недостаточность первого. Уже сама сущность тварного говорит нам, что у него не может быть совершенства в абсолютном смысле. Св. Франциск Сальский говорит: «Все творения несут в себе совершенства и несовершенства». Тем не менее, возможное на земле совершенство является подлинным, хотя и относительным совершенством. Это видно уже в предостережении Спасителя: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Бог не требует ничего невозможного. Следовательно, Он не мог бы потребовать совершенства, если бы оно было для нас невозможным. Так мы находим и у апостола, после того, как он незадолго до этого отказал себе в совершенстве как в чем-то, что возможно лишь в ином мире (Флп. 3, 12), всё же снова претендует на него и для себя, и для других христиан, которые всерьез стремятся достичь поставленной им Богом цели (Флп. 3, 15).

Тем самым христианину можно отказать в возможности достичь истинного совершенства на земле; но можно и признать её за ним, в зависимости от более или менее высокого критерия.

« предыдущая К содержанию следующая »