§10. Обязанность стремиться к совершенству и советы, п.3

В отношении таких добродетельных дел тоже должна существовать граница, где прекращается действие долга и начинается действие совета. Ведь нельзя же сказать, что каждый обязан заниматься благотворительностью в высшей возможной для него мере, или не должен больше позволять себе ничего из пищи и питья, кроме необходимого, для поддержки здоровья тела, или что нужно всегда предпочитать любому доброму делу то добродетельное дело, которое лучше по виду.

Христианин должен, конечно, всё направлять на Бога, но ему не обязательно всегда пользоваться для этого самыми совершенными средствами.

Одно место из книги св. Франциска Сальского Traitté de l’amour de Dieu (О любви Божьей) может показать нам, как сильно он подчеркивает разницу между заповедью и советом: «Заповедь обязывает, совет просто побуждает нас. Кто нарушает заповедь, грешит; кто не следует совету, просто заслуживает меньшей похвалы… Между заповедью и советом разница велика».

Так, в общем и целом любовь свободна по отношению к внешним добродетелям, если только они не являются необходимым требованием нравственного порядка. В особых случаях, конечно, бывает, что что-то из области совета может стать долгом, как бывает и так, что это же в определенных условиях становится просто непозволительным.

«Давать милостыню – долг богатого человека; но давать ли её в этот момент, именно этому нищему, щедро или скудно – в большинстве случаев это просто совет». Но это может быть возведено в степень долга, если того потребует нужда ближнего. Посвящение себя служению ближним, напр., уход за больными, или частое посещение богослужений по будням относятся к области советов. Но если в результате нарушаются более высокие обязанности, то это становится непозволительным.

Нельзя отрицать, что большая любовь к Богу охотно тянется к таким делам, которым самим по себе более других свойственно прославлять Бога. Но это не должно быть обязательным. Св. Фома говорит, что Бог измеряет добродетельный поступок не столько по его объективной важности, сколько, прежде всего, здесь учитывается внутренний настрой того, кто его совершает. При одинаково добром настрое, конечно, объективно большее, возможно героическое действие Богу угоднее, чем достижение, не выходящее за рамки обычного.

« предыдущая К содержанию следующая »