§10. Обязанность стремиться к совершенству и советы, п.4

Никто не погибнет из-за того, что он еще не будет совершенным, когда Господь призовет его. Но, по крайней мере, человек должен быть на пути к совершенству. Это значит, что он должен в какой-то степени исполнить великую заповедь любви. А её исполнение может проходить бесчисленные ступени от низшей до высшей степени. Самым низшим требованием является то, что человек ничто не любит больше, чем Бога; ничто не делает против Бога; ничто не приравнивает Богу, но любит Бога превыше всего.

Если опуститься ниже этого уровня любви, то это означает отречение от Бога как от конечной цели и обращение к творению, это составляет сущность смертного греха и, собственно, является нарушением великой заповеди любви.

В заповеди любви к ближнему тоже есть требования, которые нужно обязательно исполнять, так как любовь без них устоять не может. Но есть и далеко идущая любовь к ближнему. Она представляет собой более высокую степень на пути к совершенству.

Но с этим минимальным требованием, от исполнения которого зависит вечная жизнь, не может справиться тот, кто не старается ревностно хранить себя даже от легких грехов и совершать добродетельные поступки, которые он совершать не обязан.

Как говорит св. Фома, повседневные грехи – это болезни души. И если человек относится к ним беззаботно и часто их совершает, то они, в конце концов, прокладывают путь и для тяжелого греха. «Ни во что ставящий малое мало-помалу придет в упадок» (Сир. 19, 1). Злые наклонности со временем усиливаются, а добрые слабеют, и благодать Божья сокращается. Что удивительного, если ослабленная воля поддастся усилившейся страсти!

То, что мы должны стараться многое делать из того, что выходит за рамки долга в строгом смысле слова, видно уже из того, что средства, которые были бы сами по себе достаточными для преодоления всех опасностей при всей слабости и непостоянстве нашей воли и из-за непредвиденных трудностей действительно недостаточны. Кроме того, мы, люди, слишком склонны идти на уступки своим чувственным желаниям и при этом легко отводим взгляд от того, что по-настоящему необходимо.

«Вы спрашиваете меня», - пишет св. Франциск Сальский, - «достаточно ли довольствоваться такой любовью к Богу, которую имеют те, кто соблюдает заповеди? Без сомнения, если бы кто-то хотел удовольствоваться только этим без желания большей любви, я бы сказал, без потребности умножать свою любовь к Богу, то этого было бы недостаточно» (Проп. 22). «Невозможно долгое время пребывать в одном состоянии. Кто не выигрывает в этом деле, тот проигрывает. Кто не идет по этой лестнице вверх, тот спускается вниз. Кто не побеждает в борьбе, тот терпит поражение».

Исполнение заповедей только согласно долгу многих побуждает делать что-то и сверх того.

« предыдущая К содержанию следующая »