§11. Совершенство и евангельские советы, п.3

Но монашество не для всех является самым лучшим путем. Ведь не у всех есть сила практиковать отречение в такой мере.

Для этого необходимо призвание свыше, которое Бог дает, кому хочет. Св. Августин в различных образах указывает на красоту Церкви, которая как раз и складывается из разнообразия призваний и сословий. На одном небосводе мы видим сияние различных звезд. В саду Господнем есть «не только розы мучеников, но и лилии девственниц, плющ супружеских пар и фиалки вдов». Виноград разделяется на разные сорта. В здании мы находим и бросающиеся в глаза угловые камни, и обычные кирпичи, в армии есть гвардейцы и обычные солдаты. Ковер блистает гармоничным сочетанием разных красок. Церковь – это живой организм, которому для выполнения своей охватывающей весь мир задачи и для вытекающих из неё разных видов деятельности необходимо много различных членов. И если в человеческом теле глаз благороднее и важнее ноги, то всё тело всё равно не может быть глазом. Точно так же мы должны сказать, что волей Божьей не может быть, чтобы все избрали монашескую жизнь, хотя она и является самым совершенным сословием. Разные сословия Церкви должны сообразовываться с разнообразием даров, иначе тот, кто хочет избрать более высокое сословие, чем уделенное ему, легко может стать сосудом без чести (Рим. 9, 21). Св. Франциск Сальский говорит: «Итак, каждый, кто осознал святейшую волю Божью в своем призвании, пусть свято и с любовью остается при нем и практикует соответствующие ему добродетели с порядком скромности и с ревностью совершенства».

Харнак думает, что может упрекнуть католическую церковь в том, что по её мнению «собственно христианская жизнь выражается только в форме монашества – via religiosa”. Она допускает «низкое христианство без аскезы как «удовлетворительное». Это как бы «уступка». Но католическое учение якобы говорит, что «полное следование за Христом возможно только для монахов». Харнак не приводит доказательства этому. Деникль же привел основательное доказательство противоположного.

В соответствии с этим есть учение, что христианский идеал жизни заключается в любви. При этом подчеркнуто, что этот жизненный идеал может реализовать себя в любом сословии. Евангельские советы являются хотя и наиболее предпочтительным средством для осуществления этого идеала, но не единственным и даже не абсолютно необходимым, а скорее лишь чем-то рекомендуемым. То, что совершенство является не привилегией отдельных людей, но долгом для всех, в том смысле, что все должны иметь его сущность, если хотят достичь вечной жизни. Предлагаемый материал столь обширен, что нам придется отказаться от подробностей.

Церковь тем самым ни в коем случае не позволяет запутать «жизненный идеал». Пожалуй, по праву можно было бы сказать, что протестантские богословы позволили замутить свой взгляд на евангельские советы. В какой-то мере мы можем это объяснить, рассмотрев историческое развитие Реформации.

« предыдущая К содержанию следующая »