§13. Христос – наш пример и наша сила, п.3

Рассмотрим сначала внутреннюю святость Христа, свойственную Его человеческой природе. Через ипостасное единство, которое делает человеческую природу составной частью сущности Богочеловека, она получает часть в святости второй божественной личности. Через это она абсолютно безгрешна и в высшей степени заслуживает почитания и поклонения. Поэтому для святых отцов Господь Иисус Христос не просто в высшей степени, более чем все остальные, помазан освящающей благодатью Божьей, но звание Помазанника принадлежит Ему в несравнимо большем смысле. Святость, свойственная Ему через это ипостасное единство, принадлежит совершенно иному, высшему порядку. Бог «помазал Его елеем радости более соучастников Его» (Евр. 1, 9).

Благовонный елей отличается от благоухания, которое исходит от него так же, как субстанциональная святость человечества Иисуса Христа отличается от святости соединенных с Ним по благодати братьев. Они освящаются актом Божьим, направленным вовне, действием этой божественной активности в душе человека; а Христос по человечеству Своему освящен самим Божеством, которое в единстве личности соединено с Его человечеством.

Однако эта сущностная святость не исключала получения душой Христа освящающей благодати, а, наоборот, требовала того. Душа, столь глубоко соединенная с Божеством, никак не могла остаться без этого украшения благодати. Христос как человек – глава искупленных и Посредник между Богом и человеком. От Него благодать должна была перейти на всех, кто уже соединен с Ним в вере и любви, или кто еще соединится с Ним. Он – лоза виноградная, мы – ветви на ней; вся жизнь и вся сила, все цветы и плоды берут свое начало в Нем. «От полноты Его все мы приняли, и благодать на благодать» (Ин. 1, 16). По роду, в лозе содержится та же жизненная сила, что и в ветвях, и наоборот. В тех, кто привился ко Христу и находятся с Ним в живых благодатных взаимоотношениях, - та же сверхъестественная жизнь, что и во Христе, а во Христе – та же, что и в них.

«Все святые – один лишь святой,
Ведь они – сердце, дух и мысль в одном теле».

Ангелус Силезиус, Cherubinische Wandersmann V, 7.

Поэтому Св. Писание говорит о Спасителе не только то, что Он был помазан Божеством (субстанциональная святость), но и то, что Он был помазан Святым Духом (Ис. 11, 1; 61, 1). «Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета» (Деян. 10, 38). Но в Нем не только обитает вся полнота Божества (Кол. 2, 9), но и полнота Святого Духа. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14). Под полнотой Св. Духа Писание всегда подразумевает сотворенную благодать.

Поскольку она является следствием ипостасного единства, то душа Христова с самого первого момента Воплощения была украшена ею. А в какой полноте имела она эту благодать! Св. Иоанн Златоуст пишет: «В этот храм излилась вся благодать… Все мы приняли от полноты Его; этот храм принял в себя всю благодать целиком. В человеке находится ничтожное количество, всего лишь капля этой благодати». Богословие учит нас, что душа Христа обладала этой благодатью в таком избытке, что ей по существующему порядку – potentia ordinata – невозможно было дать ничего больше. Поэтому и Христос уже только с учетом полноты освящающей благодати в несравнимо высшем смысле, чем так же по благодати освященные Богом люди, называется: «Святой», «Святый святых» (Дан. 9, 24; Лк. 1, 35; Ин. 10, 36).

« предыдущая К содержанию следующая »