§14. Взаимное соотношение естественного и сверхъестественного в человеке, п.1

Благодать и природа. Стремление к христианскому совершенству и образование естественных задатков и сил не противоположны друг другу.

Стремление к христианскому совершенству прочно имеет в виду Слово Господа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Оно ставит сверхъестественную цель и жизнь несравнимо выше, чем всё естественное, но высокое положение сверхъестественного не содержит в себе пренебрежения естественным или презрения к нему. Если у отдельных христиан заметно пренебрежение естественным, то это, по общим христианским принципам, следует рассматривать не как преимущество, а как недостаток. Во всяком случае, христианство этого не требует.

Христианская жизнь, если она действительно христианская, позволяет сохраниться без ущерба всему истинно человеческому в человеке: любая естественная добродетель имеет свое место в общем здании христианских добродетелей. Ни одна дозволенная профессия не исключается из жизни христианина. Никакие естественные отношения из неё не выброшены и не стеснены в ней. Не отменяется ни одна естественная обязанность.

Христианская жизнь отвергает только то, что противоречит чистой человеческой природе и записанным в сердце человека естественным законам.

« предыдущая К содержанию следующая »