§14. Взаимное соотношение естественного и сверхъестественного в человеке, п.2

Но христианство и христианская жизнь не останавливается на естественном.

Христианин в св. крещении вдобавок к естественным качествам получает и сверхъестественные. Его цель и задача – развивать их и довести до возможного совершенства. Естественный закон и исполнение естественных обязанностей при этом нисколько не нарушаются. Наоборот, совершенный христианин – это совершенный человек Христианский нравственный закон имеет своим основанием закон естественный. Но на этом фундаменте он строит и дальше: сначала он дополняет и продолжает его, а затем прибавляет к нему полученные из Откровения истины. Если Спаситель говорил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5, 17), то это слово можно по праву применить и к естественному закону.

Все христианские заповеди основаны на естественном законе, хотя христианство и придало ему особую форму и дальнейшее развитие. Поэтому Лейбниц в определенном смысле слова имел право сказать: Религия Иисуса возвысила естественную религию до уровня закона и таким образом сделала естественную религию законом народов (Вступительное слово к теодицее). Значит, грех христианина – это не просто преступление против сверхъестественного порядка, но он одновременно нарушает и естественный закон; он противоречит и голосу совести. Он не просто оказывает разрушительное или искажающее воздействие на сверхъестественное состояние души, но и одновременно ослабляет естественную склонность к добру.

Любая естественная добродетель для христианина одновременно является и сверхъестественной, если только при упражнении в ней имеется сверхъестественный принцип или мотив.

Следовательно, кто серьезно и настойчиво стремится к христианскому совершенству, достигает при этом и чисто человеческой цели. Ведь упражнение в христианской добродетели совершенствует человека и с естественной стороны. И мы безо всякого сомнения можем сказать, что сверхъестественная жизнь ещё не совершенна, пока не очищена от шлаков жизнь естественная. И наоборот, «что там, где сверхъестественная жизнь развита во всей чистоте, там и природа во всем нашла свое полное преображение».

« предыдущая К содержанию следующая »