§14. Взаимное соотношение естественного и сверхъестественного в человеке, п.7

Сверхъестественное, благодать, добродетельная борьба христианина должны обратиться против болезненных вырождений темпераментов и стараться устранить их. Но сам темперамент не вытесняется и не уничтожается благодатью. Наоборот! То хорошее, что есть в темпераменте, следует использовать, смягчить, направить на правильные объекты и поставить на службу любви к Богу и к ближнему.

В истории святых мы видим, как Св. Павел с его ярко выраженным холерическим темпераментом «борется за пальму сверхъестественного величия с Петром, предрасположенным к сангвиническому типу, и с меланхолически-глубокомысленным любимым учеником».

В христианстве и в религиозной деятельности не должны устраняться даже национальные особенности, если только в них не проявляется вырождение. В этой связи можно говорить об «итальянском», «испанском», «восточном» упражнении в благочестии, которые могут потребовать справедливой оценки с немецкой точки зрения.

Так по праву можно не бояться возражений, утверждая, что христианская религия, сверхъестественное, благодать не только не вредят личностному своеобразию человека, но даже, наоборот, доводят индивидуальность до высшего совершенства.

« предыдущая К содержанию следующая »