§15. Развитие естественных добродетелей в христианстве, п.4

Обращение в обществе должно нести в себе что-то радостное и любезное. Досадный недостаток, если прочим благочестивым упражнениями не сопутствует приветливость в обращении с людьми, будь то с равными или с подчиненными. Благочестие в грубоватой форме, властное и жесткое никого не завоюет, а наоборот, оттолкнет. Св. Игнатий в размышлении о «двух знаменах» представляет нам божественного Спасителя как «прекрасного и любезного», который находится посреди своих подданных, не возвеличиваясь над ними; который не повелевает, а рекомендует.

Нельзя более прекрасно нарисовать смиренную и мягкую сущность Спасителя, чем это сделано здесь в немногих словах, и мы не найдем более прекрасного примера для общения людей между собой. Добро нравится тогда, когда оно показывает себя в красивых формах. Совершенный христианин должен быть и симпатичным человеком. Он далек от стремления сделаться центром внимания в обществе. Его язык выдает благородство чувств. Его рассудительный ум заботится, чтобы каждому воздать причитающееся ему уважение. Его скромность, которая позволяет высказаться и другим, должна проявить себя в благотворном и привлекательном самообладании. Ничто так не отталкивает, как властолюбивые споры, самодовольные поучения, «верное суждение» о вещах, в которых другие разбираются намного лучше.

В радостной компании за столом человек находится с радостью вместе с другими, не теряя при этом самообладания; ест умеренно, не нарушая покой компании бросающимся в глаза воздержанием. Следует обращать внимание на то, «как» ты ешь, чтобы не ввести в соблазн соседей по столу. Всего этого требует не только приличие, но и христианская аскеза.

« предыдущая К содержанию следующая »