§15. Развитие естественных добродетелей в христианстве, п.5

Когда христианскую религию упрекают, что она призывает к бегству от мира и нарушает естественные узы, что она не одобряет особых дружеских отношений и любви к родственникам, то эти воззрения абсолютно неправильны.

Уже сама заповедь любви и обязанность любить, как их рассматривают католические моралисты, могли бы стать достаточным указанием на то, что христианская религия не нарушает естественных уз.

Ведь вдохновенные похвальные слова св. отцов о дружбе всего лишь выражают мнение Церкви. Если же христианское учение не ограничивает любовь только лишь кругом кровных родственников; если мы во всех людях должны видеть братьев и сестер во Христе; если она к естественным мотивам добавляет и сверхъестественные; если стиль этой любви часто принимает иную и высшую форму, как это бывает с отошедшими от мира монашествующими, то это представляет собой не снижение её ценности, а углубление и расширение.

Разве и Сам Христос не подал нам героический пример благороднейшей и чистейшей дружбы? Кто не знает о нежных дружеских отношениях между Василием и Григорием Назианским, Франциском и Домиником, Бонавентурой и Фомой Аквинским? Глубокая дружба на земле встречается только там, где сердца объединяют равная любовь к Богу и общая небесная цель.

« предыдущая К содержанию следующая »