§ 18. Мир как источник искушений, п.2

Во-вторых, под миром подразумевают людей и, с учетом соблазнительного характера этого мира, людей, с их далекими от Бога принципами, с их стремлением и манией преследовать праведников и вкладывать в них свои принципы, мир с его дурным примером; «грешников, все надежды которых находятся в этой временной жизни». Пожалуй, само собой разумеется, что христианину-католику незачем бежать от мира в первом смысле слова, то есть от людей вообще. Христианство учит, что он должен помогать страждущему миру в его нуждах и бедах, что издавна и практиковалось в Церкви. Жертвенность священников и миссионеров достаточно учит тому, что христианин не отталкивает даже самого ужасного грешника.

Но мы должны избегать мира в узком смысле слова: враждебный Богу мир «лежит во зле» (1 Ин. 5, 19) и находится во власти князя тьмы. Мы должны бороться с ним и побеждать его.

Этот мир служит греху, распространяет принципы, которые противоречат принципам Царства Божьего (см. Заповеди блаженства), приукрашивают величайшие заблуждения человеческого духа и сердца, льстят высокомерию и чувственности, подрывают веру и нравы и особенно легко вторгаются в юные сердца.

Для достижения своей цели мир в первую очередь пользуется глумлением и насмешками, которые действуют подобно жгучей и разъедающей кислоте. Они часто смущают даже самых мужественных, делают слабых еще слабее и во многих случаях доводят их до полного отрицания того, что раньше было для них свято, и делают их поборниками того, от чего они раньше отвращались.

Идет в ход и гонение. «Но, как тогда рожденный по плоти (Измаил) гнал рожденного по духу (Исаака), так и ныне» (Гал. 4, 29). Царство мира и Царство Божье находятся в постоянной борьбе. «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12). «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» (Ин. 15, 18).

Если миру кого-то не удается завлечь в свои сети с помощью распространения своих принципов и гонений, то он завоевывает дурным примером, выставлением на показ и восхвалением греха.

Мир наиболее опасен, когда он льстит. Открытая борьба часто укрепляет силы, но лесть ослабляет.

Священник должен быть особенно осторожен с этим миром, который льстит. Заигрывая с миром, он легко может стать врагом Богу (Иак. 4. 4). Потому св. Бернард говорит: «Verum tu sacerdos Dei alltissimi, cui ex his placere gestis? Mundo an Deo? Si mundo, cur sacerdos? Si Deo, cur qualis populus, talis et sacerdos? Nam si placere vis mundo, quid tibi prodest sacerdotium? Nec enim potes duobus dominis servire» ("А ты, священник Бога Всевышнего, кому из них стараешься угодить? Миру или Богу? Если миру, то почему ты священник? Если Богу, то почему каков народ, таков и священник? Ибо если ты стараешься угодить миру, что пользы тебе от священства? Не можешь служить двум господам").

« предыдущая К содержанию следующая »