§ 19. Похоть как источник искушений, п.1

Глубочайший и наиболее распространенный источник искушений – собственная злая похоть, так как к ней присоединяется искушение и от дьявола. «Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1, 14 - 15).

Эта похоть, или вожделение, находится не просто в теле, но и в духе. Это плотской человек, который борется против духовного; который, вместо того, чтобы, подчинеиться духовному человеку и предать себя на служение Богу, сам пытается отвлечь его (abstractus) от конечной цели, увлечь (illectus) его ко злу, к чувственности, привязать его к земному, к низменному, что, собственно говоря, противоречит духовной природе.

Искушение похотью может происходить двояким путем: во-первых, таким способом, что оно возбуждается внешним объектом, привлекающим чувственного человека, а затем атакует волю, чтобы получить её согласие, или даже уже склонная ко злу воля использует подвластные ей силы, чтобы еще живее и с большим наслаждением предаться заманчивому греховному предмету.

По различным благам, которые этот мир, соблазняя, показывает нам, земной, можно выделить три вида похоти, которыми уязвляется чувственный человек: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2, 16).

В зависимости от индивидуальных особенностей своей природы один более подвергается атакам одних, другой – других искушений. Кто-то более склонен к собственно чувственности, кто-то – подвержен жадности, а кто-то – больше пленяется жаждой славы.

« предыдущая К содержанию следующая »