§ 19. Похоть как источник искушений, п.3

Похоть очей, второй побег, произрастающий из отравленных корней похоти, апостол называет «корнем всех зол» (1 Тим. 6, 10). Земная собственность имеет ценность и для христианина. Если Господь Христос говорит: «Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6, 24 - 25), и, напротив, называет блаженными «нищих духом» (Мф. 5, 3), то Он тем самым ни в коем случае не отвергает ни самого богатства, ни стремления к земным благам.

Богатство может сделать много добра, и как раз недостаток земных благ помешал осуществлению многих достойных предприятий, которые могли бы послужить к славе Божьей. Следует избегать лишь злоупотребления богатством и беспорядочного стремления к нему. «Как бы сильны ни были общие и частные рекомендации бедности, как бы громко ни звучало осуждение богатства: гармоничное рассмотрение этого слова Спасителя с учетом индивидуальных сопутствующих обстоятельств показывает, что в саду Царства Божьего могут пребывать и богатые». Правда, соприкосновение с маммоной действительно таит в себе немало опасностей для спасения.

Опасность здесь троякая. Во-первых, может возникнуть преувеличенная забота о получении собственности. В результате забота о спасении души не может не отодвинуться на второй план. Во-вторых, возникает привязанность и любовь к полученным такими заботами и трудами земным благам уже ради них самих, так что их уже рассматривают не как средство «для дозволенного наслаждения или для благотворительности, а как цель стремлений, которой подчиняется всё. Тогда возникает любостяжание, которое апостол называет идолослужением (Кол. 3, 5). А оно уже не чуждается ни холодности, ни потери любви, ни бесцеремонности и жестокости. В-третьих, это стремление к суетной мирской славе и гордости. Любовь к деньгам многих делает скупыми, а владение деньгами – тщеславными.

Это сети (retia), о которых говорит св. Игнатий в своих Духовных упражнениях (2 неделя, о двух знаменах). Этими сетями злой враг ловит души: Сначала он вкладывает в сердце жажду богатства; затем совершенно естественно развивается жажда суетной мирской славы, а та уже доводит человека до огромного высокомерия. Так человек оказывается подготовленным для всех пороков.

В-четвертых, богатство предоставляет много возможностей предаваться чувственным вожделениям сердца. «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим.6, 9 – 10).

Это объясняет слово Спасителя: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19, 23). Языческий философ Кратес бросил свои деньги в море со словами: «Погрузитесь в глубину, дурные страсти! Я топлю вас, чтобы вы не утопили меня!». Так и просто чистый свет разума осознает опасность, заключенную в богатстве.

« предыдущая К содержанию следующая »