§ 19. Похоть как источник искушений, п.4

Гордость житейская. Заботиться о своей чести – это вполне по-христиански. Завоевание уважения и почитания в мире, не противоречит нравственному закону. Это может быть даже похвальным и достойным, если при этом конечной целью остается слава Божья. Хранить свое человеческое достоинство – этого требует даже память о Боге, который дал нам всякое благо.

Но любовь к почестям и жадность к ним могут увести на неверные пути. Человек по природе склонен делать себя центром своей жизни. Это может стать для него тройным препятствием.

Прежде всего, это может привести его к тому, что он будет смотреть на самого себя, на преимущества своего духа и сердца с тщеславным самодовольством и беспорядочно превозноситься в своем сердце из-за положения, которое он занимает, должности, которую он исполняет или богатства, которым он владеет. Такое самовосхищение приводит к презрению к ближнему, которому он отказывает в должном почтении и авторитет которого вызывает у него ревность и огорчение. Его гордость обращается даже против Бога и стремится к независимости от Него, отрицая Его как источник своих преимуществ и признавая самого себя целью своей жизни. Опасность этой похоти особенно велика, так как она представляет собой «утонченное зло» и вкрадывается как тайный яд. Она скрывается под смиреной одеждой монаха и пленяет священника, который как представитель Господа проповедует смирение креста.

«Ибо начало греха – гордость» (Сир.10,15). Она ослепила ангела света, и тот принес грех на землю. И сейчас гордость является плодородной почвой для многих искушений и грехов. От неё исходит «честолюбие и властолюбие, лицемерие и притворство, непослушание и противоречие, зависть и неприязнь, неблагодарность, холодность и жестокость, неверие и всевозможные ереси, и даже ненависть к Богу». Сколько дел, которые в глазах мира кажутся добрыми, были испорчены тщеславием! Оно – ржавчина, разъедающая добродетель; червь, подтачивающий святость; вор, крадущий наши заслуги. Высокомерие – великое препятствие для совершенства. Совершенство – это любовь к Богу и ближнему, высокомерие – беспорядочная любовь к самому себе.

« предыдущая К содержанию следующая »