§ 20. Намерения Бога, когда Он допускает искушения, п.4

Вся наша нравственная задача заключается в постоянном старании воссоздать в себе Христа (Гал. 4, 19). Испытания и искушения – это резец, который всё яснее выявляет черты сходства. Удары причиняют боль, но «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8, 18). «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1, 12).

Никто не достоин быть увенчанным, если он не вел регулярной борьбы (2 Тим. 2, 5).

Многие искушения являются естественным последствием наших прежних грехов, или, скорее, естественным наказанием, допущенным Богом. В результате частого повторения грехов создается склонность к данным грехам. И когда грех снимается при излиянии освящающей благодати, эта склонность всё-таки остается. Она снимается лишь постепенно с помощью прямо противоположных ей действий, если только Бог не вмешается чудесным образом и не обуздает её сверхъестественным образом. Поэтому просто естественно, что искушения заявляют о себе с большой силой и после примирения с Богом.

Это и справедливое наказание, выражающееся в том, что раны, которые человек сам навлек на себяк, излечиваются неприятным лекарством. At tentation non iam libenter audita, sed violenter ingesta, sua modestia excoquit maculas, quas vountarie et gratanter admisimus, et punit quod sponte fecimus, dum idipsum nolentes et invitii toleramus. Alvarez, De exterminatione mali III, lib. 1, pars 3, cap. 3.

Порой искушения возникают и в результате того, что Бог отнимает Свою особую благодать в наказание за нерадивость и неверность в служении Ему. Бог не обязан давать нам Свою благодать; но даже здесь цель её отнятия заключается в том, чтобы обратить внимание человека на опасность своего пути и побудить его лучше использовать благодать Божью.

Нерадивость в подготовке к св. Мессе и в благодарении, при совершении св. таинств, при совершении Литургии часов, небрежность в исполнении душепопечительских обязанностей лишили благодати Божьей уже многих священников, которые были вовлечены в битвы, из которых невозможно выйти без ран.

У тех, кто призван вести других, искушения имеют и ещё одно, особое значение. Благодаря им они могут лучше понять других, вникнуть в сущность их внутренних душевных процессов, развернувшихся в результате путаницы мыслей и представлений и таким образом подать им соответствующие средства спасения, чтобы у тех не охладела ревность, не ослабели мужество и активность и так были разрушены уловки сатаны.

Зная по опыту, что такое искушение, они смогут с любовью и осторожностью руководить теми, кто подвергается испытаниям, чтобы не преломить надломленной трости и не угасить курящегося льна (Мф. 12, 20).

« предыдущая К содержанию следующая »