§ 21. Как вести себя в искушении, п.4

«Бодрствуйте и молитесь!» (Мф. 26, 41). Эти слова Спаситель обращает к апостолам в час искушения; они стали завещанием, которое Он оставил и нам. Собственных сил и собственной осторожности не достаточно; спасение нам должна принести помощь свыше, полученная как ответ на молитву.

Можно особенно рекомендовать защитные молитвы, которые так обильно представлены в псалмах. Опираясь на слово Господа: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16, 17), мы можем вкладывать великое упование в произнесение имени «Иисус»: оно укрощает страсти и дает силы против соблазнов.

Издавна крест считался у христиан источником спасения. Крестом побеждался злой враг. Крестное знамение напоминает ему о его поражении, подтверждает и обновляет его. Этим знаком мы обращаем дьявола в бегство. «Будем же с упованием совершать крестное знамение на лбу … Ведь это великое средство защиты…, знак верующих и ужас для бесов».

Так св. Иоанн Златоуст рекомендует крестное знамение в качестве средства против гнева и жажды мести: «Если кто-то обругал тебя, то соверши знамение креста и вспомни всё, что на нем произошло». Св. Амвросий советует совершать его для преодоления искушений, направленных против чистоты. От креста бежит любое преступление, а тьма бежит от креста, как от света (Prudentius).

Благодаря благословению Церкви, особую силу против нападок сатаны приобретает и святая вода. При освящении насыпаемой в воду соли Церковь молится, чтобы от того места, которое будет окроплено этой водой отошли всякий обман, злоба и преследования бесовского обмана. И когда священник смешивает освященную соль с водой, он просит, чтобы Бог освятил их, чтобы отовсюду, где будут кропить этой водой и призывать Его святое имя, отступили все происки нечистого духа.

« предыдущая К содержанию следующая »