§22. Величие и благородство молитвы, п.3

Вид занятий человека оказывает огромное влияние на его дух и сердце. Если они возвышенны и благородны, то и воздействие их будет возвышать и облагораживать человека. Если же они низкие и подлые, то они будут унижать его. Что же может более возвысить человека, чем его занятие высоким и благородным предметом: общение со Всевышним.

И если человек столь велик, сколь велики его мысли, то разве молящийся, когда он с любовью и почтением погружает дух свой в Бога и с любовью принимает Бога в себя, не возносится на такую высоту, которая оставляет далеко позади любую земную величину? Да, дух и сердце, познание и воля, истина и любовь в молитве совершенствуются и как бы возвышаются над самими собой. «Кто обращал взор к Нему, те просвещались» (Пс. 33, 6). «Посему я молился, и дарован мне разум; я взывал, и сошел на меня дух премудрости» (Прем. Сол. 7, 7). При ясном свете Божьем, который в молитве изливается в нашу душу, наше собственное мышление и познание очищается и освящается: из него всё более вытесняется всё унизительное. Очищенный и возвышенный, наш дух всё более проникает в Бога и видит бесконечную глубину богатства славы и любви, всё яснее и отчетливее познает Его как Творца всех наших благ из области природы и благодати.

Через это совершенно естественным образом возрастает и разгорается любовь к Богу, стремление общаться с Ним, возрастает и радость от общения, а любовь к земному всё больше отходит на задний план. «Вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел» (Быт. 18, 27).

«Человек, который научился говорить с Богом так, как должно, уподобится ангелу: настолько его душа освободится от уз тела, его дух возвысится и перенесется на небо; так он будет презирать земное и пребывать у престола Господня, хотя он и беден, низок и неучен».

« предыдущая К содержанию следующая »