§ 23. Молитва как средство достижения добродетели, п.9

Но ярче всего пламя поклонения должно гореть в сердце священника. «А огонь на жертвеннике пусть горит [и] не угасает; и пусть священник зажигает на нем дрова каждое утро, и раскладывает на нем всесожжение» (Лев. 6, 12). Ревность в служении Богу может со временем охладеть, будь то под давлением дел, потеряв мужество от стрел, летящих днем, или от нападок беса полуденного, или убоявшись сил, ходящих во тьме (Пс. 90, 6). Только в молитве священник находит освежающий и животворящий источник силы, который подкрепляет его и возможность преодолевать привязанность к плоти и крови и побеждать искушения, которым он подвергается больше других, а также несгибаемо и неуклонно нести бремя своих обязанностей, хранить высокие помышления, поддерживать в себе живым Дух Иисуса Христа. В молитве находит он сладкое вино, которое веселит сердце человека (Сирах 40, 20), источник живой воды (Иер. 2, 13), который освежает и делает плодоносными все добродетели. Молитва устанавливает внутреннюю связь священника с Богом, которая дается ему как орудию Божьему, которое может что-то делать только в силе Божьей. Как посредник между Богом и людьми священник не просто обязан учить свою паству, назидать её и обращать её взоры на небеса, но и примирять её с Богом, а также испрашивать благодати и помощи Божьей на это дело для самого себя и для своей паствы. Ведь «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126, 1).

Молитва дает священнику разумение, чтобы его ревность не была лишена науки и мудрости. Она дает ему силу и терпение, чтобы он мог исполнить благое. Она дает свет и крепость, чтобы он не пошел не тем путем в своем трудном служении и не осуетился в своих усилиях. Ut avertant monemus: ut instruantur docemus: ut convertantur oramus. S Aug.

Как Моисей, когда его одолевали разнообразные нужды народа, убегал в ковчег завета, чтобы побеседовать с Богом и наполниться Его Духом, так и священник, который стоит посреди мирской суеты и загружен, а часто даже перегружен, разными душепастырскими трудами, должен как бы выкрадывать себе мгновения для молитвы, чтобы он не охладел, не разучился молиться, не стал чужим Богу и не утратил внутренне благодать Божью. И даже если время, уделяемое молитве, коротко, то за его труды ради других ему будет дано за это тем больше благодати.

Жизнь священника без молитвы подобна каменной стене без раствора, блюду без приправ. Ему не достает свидетельства Св. Духа, что мы – дети Божьи. Ведь это свидетельство, которое Бог дает духу нашему (Рим. 8, 16), мы получаем через молитву и благодаря полученной в результате молитвы чистоте.

Пренебрежение молитвой – сокращает любовь и ревность, ведет к теплохладности, усиливает и взращивает беспорядочные наклонности, желания и страсти.

Пастырское служение без ревностной молитвы лишено того помазания Св. Духа, которое научает нас всему, что служит нам ко спасению (1 Ин. 2, 27).

«История молитвы – это история распространения веры. Великие победы христианства были с равным успехом завоеваны в пустыне отшельника, в пещере св. Антония и под пальмой Павла, как и в местах казни мучеников и на кафедрах, с которых проповедовали отцы церкви и христианские миссионеры. А сами защитники и посланники церкви, откуда они берутся? Св. Августин говорит: Молитва Стефана обратила Павла». Силой и опорой священника в его душепастырских трудах словом и делом всегда остается молитва.

« предыдущая К содержанию следующая »