§ 24. Действие и свойства молитвы, п.4

Эта действенная сила молитвы по сути вещей связана с определенными предпосылками. Мы можем с уверенностью ожидать ответа на молитву, только если, с одной стороны, то, о чем мы просим, является добрым и находится в рамках плана Божественного Провидения, а с другой стороны, сама молитва имеет необходимые свойства.

В отношении содержания молитвы действует правило: «Можно молиться о том, чего мы можем желать по праву». Потому мы должны просить только о том, что «праведно и досточтимо», чтобы нам не было отказано словами: «Не знаете, чего просите» (Мф. 20, 22).

Но во всем, что относится к ответу на молитву, мы должны подчиниться воле Божьей, который всегда знает, что для нас самое лучшее. «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (1 Ин. 5, 14).

Что же значит жаждать воли Божьей, сам Спаситель высказал в словах: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

В соответствии с этим, мы должны испрашивать у Бога как высшие и собственно единственные ценности то, что связано с нашим вечным спасением. Эти блага мы обязательно можем делать предметом молитвы и с уверенностью ожидать их, так как злоупотребление ими само по себе исключено. Сюда в первую очередь относятся благодать для преодоления искушений и для сохранения благодатной жизни. А также, разумеется, всё то, что ведет нас к определенному нам Богом совершенству, так как и это входит в Божий план спасения. При всём при том, конечно, , полагаясь на чудесную помощь Божью, важно не пренебрегать и обычными средствами благодати. Как земледелец, поленившийся обработать свое поле, не может ожидать, что Бог совершит чудо и даст ему урожай, так и мы не можем с уверенностью рассчитывать на чудесное вмешательство Божье в дело нашего спасения, если пренебрегаем использованием обычных средств благодати.

Что же касается похоти, то она оставляется нам и после крещения, чтобы мы боролись и побеждали. Потому и безошибочное действие молитвы не может распространяться на избавление от похоти. Здесь к нам относится слово, сказанное Господом апостолу: «Довольно для тебя благодати Моей» (2 Кор. 12, 9).

Временные телесные или духовные блага: здоровье, честь, знание, а также блага внешнего счастья, хотя они сами по себе и нейтральны, всё же могут послужить ко славе Божьей и ко спасению, если мы используем их в качестве вспомогательных средств для достижения нашей конечной цели. Они могут повысить в нас радость и посвященность Богу и св. служению Ему и стать для нас средствами для совершения дел милосердия. В этом смысле и сама Церковь молится о временных благах для верующих. «Конечно, кто в молитве, напр., скажет: «Господи, умножь мое богатство» или «дай мне сокровища, как у того или этого» или «Дай мне ещё больше почестей, сделай меня могущественным и знаменитым в этом мире» или нечто подобное, кто скажет такое из эгоистических побуждений, не имея намерения использовать это богоугодным образом, тот не найдет в молитве Господней ни одного места, в которое он мог бы вложить свои желания».

Для некоторых даже эти временные блага могут стать поводом к погибели души, в то время как школа страдания ведет их к цели, пусть даже путь будет трудным и усеянным шипами. Итак. Об этом особенно метко высказался апостол: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим.8, 26).Так ко всем этим прошениям всегда добавляется молчаливое условие: если ответ на эту молитву послужит к нашему спасению. Врач лучше, чем сам больной, знает, что лучше для больного.

« предыдущая К содержанию следующая »