§ 24. Действие и свойства молитвы, п.5

Сама же молитва должна быть исполнена упования на Бога, т. е. опираться на твердую веру и уверенную надежду. Сколько у нас веры и упования, столько и шансов на то, что молитва будет услышана.

«Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21, 22, а также Мк. 11, 24). «Сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак.1, 6 - 7). Так как вера – начало спасения, так и всё, что ведет ко спасению, должно быть основано на вере.

Молитва без твердой веры во всемогущество, милосердие и верность Бога была бы богохульством и заслуживала бы скорее наказания, чем ответа. Кроме того, без фундамента веры не устояло бы и то непоколебимое упование, которого требует Бог (Евр. 4, 16). Потому св. Августин пишет: «Молитва без веры пропадает». Страх и сомнения относительно того, будет ли молитва услышана, оправданы только тогда, когда мы смотрим на самих себя и на недостатки нашей молитвы.

Такой страх однако не устраняет надежду, а, напротив, побуждает к тому, чтобы ожидать еще большего милосердия от Бога, и вместе с чувством собственной несостоятельности придает душе такое расположение, которое призывает на неё милосердие Божье. Бездна нищеты призывает бездну милосердия (Пс. 41, 8). «Господь … призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их» (Пс.101, 17 – 18).

Упование на то, что молитва будет услышана может быть тем сильнее, чем чище молящееся сердце. «Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1 Ин.3, 21-22). Тот, кто послушен Богу, может надеяться, что Бог приклонит к нему Свой слух.

« предыдущая К содержанию следующая »