§ 24. Действие и свойства молитвы, п.8

Для того чтобы молитва была услышана, необходимы внимание и ревность духа. Без какого-либо внимания о молитве вообще не может быть и речи, ведь молитва представляет собой акт практического разума, который хотя бы внутренне выражает наши мысли и чувства перед Богом. Итак, наш дух должен быть каким-то образом направлен на самого Бога и на то, что мы хотим принести к Нему в молитве. Степень необходимого внимания зависит от вида молитвы.

Внутренняя, мыслительная молитва немыслима без актуального внимания, так как она по своей форме заключается в размышлении над религиозными истинами. Если мысли ускользают, чтобы заняться чем-то другим, тогда прекращается и мыслительная молитва. То же самое касается и устной молитвы, которая заключается в свободном выражении мыслей и чувств, волнующих сердце. Иначе обстоят дела с молитвой по молитвеннику. Здесь достаточно и виртуального (потенциального) внимания, как для того, чтобы молитва могла считаться настоящей, так и для заслуги и для действенности просьбы, которую мы обращаем к Богу. Тогда такая молитва имеет ценность благодаря возбужденному и не отмененному волевому желанию: действительно молиться Богу. Но для того, чтобы получать и духовное обновление в молитве, необходимо актуальное (действительное) внимание. Само внимание может быть направлено на произносимые слова или на их значение, или обращено прямо к Богу или на просимый предмет. Последний случай вполне достаточен и возможен для каждого. Но внимание может усилиться, овладеть духом и воспламенить любовь к Богу, так что молящийся уже будет мало внимания обращать на слова и содержание своей просьбы.

Разумеется, благоговение и любовное посвящение себя Богу должны присутствовать и в прочих видах внимания. Ведь молитва – это акт поклонения Богу. Молиться Богу должны не звучание и громкость голоса, а разум и сердце. Чем глубже и пламеннее благоговение, тем больший плод приносит молитва. Чем прохладнее и безучастнее молитва, тем меньше у неё шансов пробиться к престолу Божьему, тем меньше и её действенная сила.

Наконец, молитва должна «учитывать таинственные пути Божественного Провидения» и быть настойчивой и терпеливой (Юдифь 4, 12; Лк. 11, 8).

« предыдущая К содержанию следующая »