§ 24. Действие и свойства молитвы, п.9

То, что нам нужно прямо сейчас, мы получим от Бога незамедлительно, например, благодать для преодоления внезапно пришедшего тяжелого искушения, если только молитва имеет правильные качества. В прочих же вещах, идет ли речь о благах временных или духовных, Бог часто отвечает нам не так скоро. Св. Писание дает нам достаточно примеров, чтобы мы могли понять причины этого.

Во-первых, нам может быть необходимо лучше подготовиться к получению просимого и к такому его использованию, которое принесет благословение. Если бы не было такого промедления, то грешник часто не смог бы осознать всей тяжести своей вины, а у праведника не успел бы произрасти весь тот плод, который Бог ему предназначил.

Во-вторых, целью отсрочки может быть усиление стремления к желаемому благу, чтобы мы посвящали себя молитве с ещё большей ревностью. Огонь разгорается с большей силой, когда ветер пытается погасить его. Желание и старание усиливаются, когда исполнение пламенных желаний задерживается. Даниил молился об освобождении своего народа. Он не сразу получает ответ. Он добавляет к молитвам слезы, к слезам – пепел, к пеплу – покаянное одеяние, к покаянному одеянию – пост (Даниил 9). Ревность и пламенность молитвы всё нарастают, добрые дела умножаются, заслуги становятся всё больше. Всего этого не было бы, если бы он получил ответ сразу же.

В-третьих, мы больше ценим и храним то, что нам долго не давалось, недостаток чего доставил нам столько огорчений. То, чем мы постоянно владеем или получаем без больших усилий, не ценится, это легче и потерять. «Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко» (Прит. 27, 7; см. также Иов 6, 7).

В-четвертых, отсрочка ответа на молитву помогает нам осознать, что Бог отвечает нам по благодати, а не потому, что мы имеем на это право. «Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя» (Ос. 13, 9).

Итак, если Бог не отвечает нам сразу же, то мы не должны прекращать молитву, а, наоборот, тем ревностнее молиться, памятуя о том, что Божьи намерения святы и направлены нам во благо, особенно если речь идет о духовных, сверхъестественных и необходимых благах. Если Бог не даст нам просимого по дружбе, то даст по неотступности (Лк. 11, 8).

Правда, Спаситель предостерегает, что мы не должны много говорить (Мф. 6, 7), как это делают язычники, которые должны были сначала научить своих богов, что им нужно. Но Он не отвергал того, что мы должны много молиться. Более того, Он на Своем примере освятил обилие молитвы, молясь ночи напролет и повторяя много раз одну и ту же просьбу в Гефсимании.

Часто нам кажется, что Бог нас не слышит. Но Он уже услышал нас, только не по нашей воле, а для нашего спасения. Мы просили забрать от нас искушение. Бог же дал нам благодать преодолеть его, чтобы мы благодаря этому приобрели прекраснейший венец на небесах. Нам часто хочется избежать целительных, но болезненных средств. Но Бог их не забирает, так как Он сам и возложил их на нас, чтобы мы выздоровели и приобрели ещё большую духовную силу. Мы молились о хлебе. А Бог привел нас к богато накрытому столу.

« предыдущая К содержанию следующая »