§ 25. О подготовке к молитве и поведении во время неё, п.1

В молитве к Богу должны обратиться не только слова, но и сердце. Напрасно трудится язык, если сердце не молится. Ведь Бог слушает не звучание голоса, а зов сердца. Собранности духа противодействует всякого вида рассеянность, которая может быть как добровольной. Так и недобровольной. В этой земной жизни нам, пожалуй, никогда не удастся полностью избежать недобровольной рассеянности, так как тяжесть человеческой слабости всегда будет тянуть вниз стремящийся ввысь дух, будет отвлекать от Бога, привлекая к творениям и к пустой мишуре этого мира, если только Бог не даст особой благодати.

Кассиан говорит: «Так постоянно беспокойный дух, даже во время богослужения, мечется туда-сюда, как опьяненный, и не совершает молитву, как следует». Это происходит особенно сильно, когда душа после долгого отчуждения от Бога ещё не долго упражнялась в молитве, во многом подвержена влиянию старых вредных привычек или слишком увлечена мирскими занятиями.

Но такая недобровольная рассеянность не должна удерживать нас от молитвы даже тогда, когда и мы в какой-то мере в ней повинны. Потому что такие легкие и непреднамеренные ошибки исправляются так же легко, как и совершаются. Польза же, полученная в молитве, с уверенностью остается за нами. Если же мы ещё и боремся с этим, то удостоимся двойной награды. «Когда думаешь, что ты удален от Меня, часто в то самое время Я тем ближе к тебе, когда думаешь, что совсем погибаешь, часто тогда-то и настает время приобресть великое богатство». Ведь если, как замечает св. Фома, доброе дело после грехопадения с учетом имеющейся слабости заслуживает большей награды, чем полагалось ему до грехопадения с учетом неповрежденной силы, то и молитве, которая вынуждена как бы пробиваться через рассеянность, полагается большая награда. Бог как справедливый судья при награждении смотрит не только на совершенное дело, но также, и даже в первую очередь, на намерения делателя». Воины, получившие много ран в бою, получают тем большие награды. Более или менее отнимает ценность у молитвы и является греховной только добровольная рассеянность, прямая или косвенная.

« предыдущая К содержанию следующая »