§ 25. О подготовке к молитве и поведении во время неё, п.2

Рассеянности тем легче избежать, чем лучше совершается подготовка к молитве. Как из зеленого дерева сначала нужно удалить влагу, чтобы оно загорелось; как руду сначала нужно привести в жидкое состояние, чтобы вылить из неё статую; как вообще в природе необходима предварительная обработка материи, чтобы придать ей какую-то естественную или искусственную форму, так и душа должна приготовить себя к молитве, чтобы совершить её благоговейно и с любовью.

Согласно св. Бернарду существует 4 основных препятствия, которые, как сила тяжести, давят на молитву и затрудняют её полет к небесам.

Первое препятствие – это повседневные грехи или привязанность к их предмету. Душа наша по природе стремится к высокому и небесному, как легонькая пушинка; но беспорядочная привязанность к земным вещам тянет душу вниз и направляет дух вовне.

Второе препятствие – это еще не полностью усмиренные страсти, даже если их греховному стремлению и не дается согласия, а также дурные наклонности, которые остались от привычки ко греху, даже если сам грех уже оставлен. Беспокойство, волнение и склонность к недозволенному перебираются в наше мышление и желания, в наши чувства и ощущения, и производят и здесь некоторое беспокойство! Возникает диссонанс между высшим и низшим в нас. Совершенно естественно, что и нашу молитву можно сравнить с игрой на расстроенном инструменте или с солнечным лучом, падающим на неровную поверхность воды, в которую бросили камень. Инструмент играет неблагозвучно, а вода отражает неровные лучи.

Третье препятствие – это чрезмерная забота о временном и о земных делах. Больные глаза не могут выносить яркого света, семя, упавшее в терние, будет им задушено. Сердце не должно быть заражено беспорядочной любовью к миру, не должно быть подобно полю, на котором много терний, то есть оно не должно позволять чрезмерным заботам завладеть собой, иначе оно станет невосприимчивым к солнцу правды, и молитвенная жизнь не сможет расцвести в нем.

Ревностные занятия деятельной жизнью сами по себе не являются препятствием для хорошей молитвы и ревностной молитвенной жизни. Наоборот, если эти занятия совершаются правильно, они даже предрасполагают к благоговейной молитве. Бог не отделил работу от молитвы, как нечто враждебное ей, более того, Он через пророка призывает нас: «Вознесем сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах» (Плач. 3, 41). Сердце вместе с руками возносит тот, кто подкрепляет свою молитву делами. Ведь тот, кто хоть и молится, но уклоняется от работы, возносит только сердце, но не руки; тот же, кто работает, но не молится, возносит руки, но не сердце.Следовательно, вполне можно посвящать себя работам, которые сами по себе предрасполагают к рассеянности, и при этом вести истинную внутреннюю жизнь в благоговейной молитве. Ярким примером тому может стать св. Бернард, который исполнял важные поручения пап и вел различные переговоры, но при этом имел такую внутреннюю жизнь, что о нем можно было сказать: «он настолько сделал себя слугой всем, как если бы он родился для всей земли, и был настолько свободен от всего, как если бы он полностью посвятил себя только заботе о хранении своего сердца». Мы только должны не продавать, а лишь одалживать, свои силы временным заботам и занятиям. Погружение в земное предприятие и посвящение себя Богу в молитве противоположны друг другу, как свет и тьма. Они не могут быть в нас одновременно. Даже недостаточно очищенная ревность о славе Божьей и спасении людей может нанести ущерб нашей самоотдаче Богу в молитве.

Четвертое препятствие, которому, пожалуй, легче всего удается отвлечь наши мысли от молитвы, это игра живой, неудержимой фантазии, которая овладевает нашей памятью и разумом даже во время молитвы. Не успеет воля отогнать её, как она вновь ускользает и пробирается в те области, которые часто содержат много ловушек для души.

Неустанные старания о всё большей чистоте и святости жизни, постоянное умерщвление, покой и умеренность во всём, что нас занимает, пребывание в присутствии Божьем, частые упражнения в молитве, благодаря которым всё больше очищаются и сохраняются от уклонений с верного пути память и фантазия, подчинение всех наших стремлений славе Божьей: вот самая лучшая общая подготовка к молитве.

« предыдущая К содержанию следующая »