§ 25. О подготовке к молитве и поведении во время неё, п.3

Непосредственная подготовка к молитве бывает внешней и внутренней.

Внутренняя подготовка требует, чтобы человек перед началом молитвы на короткое время сосредоточился, то есть отогнал мысли и чувства, направленные в разные стороны. Чем лучше нам это удается, тем сильнее будет молитва. Потому что мы еще до начала молитвы должны быть такими, какими хотим быть во время неё.

Затем необходимо направить наш дух ввысь. Так и Церковь, когда велит священникам во время префация обращаться к народу «Вознесем сердца» (Sursum corda), а народу – отвечать «Возносим ко Господу (Habemus ad Dominum), призывает нас, чтобы мы во время молитвы не думали ни о чем другом, как только о Боге. Это и называется бодрствованием сердца (Песнь Песней 5, 2). Так мы следуем и призыву апостола: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4, 2).Настроить сердце на благоговение нам будет легче, если мы представим себя на небесах, посреди хоров ангельских и великого множества святых. «Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами (ангелами) пою Тебе» (Пс. 137, 1). «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих - как жертва вечерняя» (Пс. 140, 2).

Так нам будет не трудно совершить и завершающий акт подготовки, который заключается в том, чтобы возбудить в душе чувство доверительного посвящения себя Богу. В этом нам поможет осознание собственной слабости и размышление над благостью Божьей.

Внешняя подготовка требует физического положения, соответствующего молитве как общению с Богом. Стоя пред лицом Божьим, мы должны стараться угодить очам Божьим выражением как внутреннего, так и внешнего почтения.

Кроме того, внешнее положение имеет большое влияние на внутреннее настроение души. Оно может внести существенный вклад в сохранение душой внутренней сосредоточенности, умножение смирения, усиление благоговения, поскольку оно само уже является естественным выражением и знаком внутреннего благоговения.

Наиболее подходящим положением для молитвы является коленопреклонение. Однако порой сидение, стояние или даже ходьба могут быть более благоприятны для благоговения, в зависимости от физического или духовного расположения. Основным правилом здесь должно быть: Положение не должно быть нам в тягость, но и не должно содействовать вялости. В нем всегда должны выражаться определенное смирение, скромность, воздержанность, соответствующие нашей низости и Божьему величию. «Вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел» (Быт. 18, 27).

« предыдущая К содержанию следующая »