§ 27. Обоснование устной молитвы и молитвенников, п.1

По форме различают молитву устную и внутреннюю. Здесь речь пойдет о первой.

1. Устная молитва – это выраженное во внешних словах общение с Богом, чтобы восславить Его или высказать Ему наши нужды и прошения, чтобы выразить перед Ним наши чувства благодарности.

И пусть устная молитва не столь совершенна, как внутренняя, но она имеет свои преимущества и ни в коем случае её нельзя осуждать как простую молитву губ. Св. Писание В. и Н.З. многократно призывает к ней. Псалмопевец восклицает: «Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою» (Пс.50, 17). «Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился» (Пс. 141, 1).Сам Христос словом и примером учил нас устной молитве: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое…» (Мф. 6, 9), - УЧИЛ Он Своих апостолов. А на Тайной Вечере Он произнес вместе в ними молитвенный гимн (Мф. 26, 30). В тяжелый Свой час Он возвел очи Свои на небу и молился: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (Иоан.17, 1).

Конечно, Сам Спаситель призывает молиться «в духе и истине» (Ин. 4, 24), но устная молитва ни в коем случае не противоречит этому призыву. «Разве мы прекращаем думать в духе и чувствовать в сердце только потому, что позволяем внутреннему выйти наружу в звуках»? В духе и истине молимся мы и в устной молитве, если приступаем к ней по побуждению Св. Духа. Более того, устная молитва, совершаемая в должной мере, ни в коем случае не препятствует внутренней молитве, более того, она её подготавливает. Мы ведь совершаем устные молитвы не потому, что хотим открыть Богу наши внутренние волнения - Бог и так знает их лучше, чем мы сами. Мы молимся устно ради нас самих, потому что наше выражение в молитве не останется без благотворного влияния на наш внутренний мир.

« предыдущая К содержанию следующая »