§ 27. Обоснование устной молитвы и молитвенников, п.4

Среди устных молитв на первое место следует поставить Отче наш.

Во-первых, это молитва, которой научил нас Сам Спаситель. И уже поэтому она больше, чем любая другая молитва является молитвой «в духе и истине», ведь она совершается не как другие молитвы только по побуждению Св. Духа, но и была дана нам Тем, Кто послал нам Св. Духа, она вышла из уст Того, кто Сам и есть Истина. В этой молитве небесный Отец узнает речь Своего единородного Сына. Который ходатайствует за нас, имея в силу Своих заслуг право на получение ответа на молитву. Эта молитва более всех остальных является и молитвой во имя Иисуса, так как здесь мы молимся не просто в соединении с Ним и опираясь на собственные заслуги, но Его собственными словами. Живущий в наших сердцах по благодати, через Свое слово находится на наших устах. Такая молитва должна быть особенно благоугодной Богу.

Во-вторых, нет ни одной другой молитвы, которая в таких кратких выражениях содержала в себе бы всё, что может быть предметом нашей просьбы. Как Спаситель обобщил все заповеди в одной главной, так Он объединил и всё, о чем мы можем молиться в этих семи прошениях Отче наш. Прежде всего, Он сделал это, чтобы мы осознали, что можем надеяться на быстрое исполнение нашей просьбы, если она послужит к нашему спасению, а затем – чтобы мы вообще знали и могли легко понять, о чем можем молить Бога.

В-третьих, здесь, как ни в какой другой молитве в столь немногих словах заключена такая полнота мыслей, что и высочайшая ученость не может её исчерпать, но простота младенцев и детская вера вполне достаточны для осознания того, что мы должны просить у Бога как служащее к нашему спасению. Какими бы разнообразными ни были отягощающие нас нужды, как бы велико и разнообразно ни было богатство благодати, в которой нуждается наша душа и которой жаждет наше сердце – так же богато и содержание молитвы Отче наш, которой научил нас Сам Господь. Его богатство столь велико, что только Св. Дух может открыть нам его.

Любая наша просьба может иметь своей целью или избавление от зла, или получение добра.

Зло или угнетает нас в настоящий момент, или только грозит нам в будущем. Для первого Спаситель учит нас молиться: «Но избавь нас от лукавого (от зла)». Для защиты от грозящего нам зла, которое может случиться с нами в этой жизни, мы имеем просьбу: «И не введи нас в искушение». Во избежание вечного зла мы молимся: «Прости нам долги наши».

Добро, которое мы надеемся получить по милости Божьей, может относиться к области временного или вечного. О первом мы молимся в просьбе: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день», а о последнем, относящемся к сфере благодати, – в просьбе: «Да придет Царство Твое».

Всё предваряет просьба «Да святится имя Твое». Она как бы задает содержание всей молитвы, так как все прочие просьбы не имеют иной цели, кроме славы Божьей. Цель поставлена во главу, а за ней следуют средства для её достижения: тем самым задается и порядок для желаний нашего сердца. См. также Dr. Nikolaus Sihr, Gedanken über katholisches Gebetsleben, Freiburg, Herder 1916, S. 46 ff.

« предыдущая К содержанию следующая »