§ 28. Сущность и смысл медитации, п.2

Размышление (медитация) получило свое название от деятельности разума, но оно настолько же, или даже в большей степени, является деятельностью воли или чувства и сердца. Ведь в медитации речь идет не о спекулятивном размышлении над какой-то религиозной истиной с тем, чтобы порадоваться полученному знанию как таковому. Это не просто изучение с целью обогащения знаниями и более глубокого понимания истины, а молитва, религиозное действие, идущее от стремления и прославить Бога, и нацеленное на то, чтобы вызвать аффекты и волевые решения, имеющие своей целью опять же славу Божью. Она оказывает на наше сердце облагораживающее действие и служит для упорядочения наших страстей и чувств, чтобы они больше не были препятствием для служения Богу, а, напротив, облегчали его, а также помогает в приобретении истинной, основной добродетели. Её целью является не знание, а действие.

Тем самым, медитация по сути и цели в значительной степени практична. Тем более, что она не столько направлена на совершенствование других, сколько на то, чтобы сам медитирующий стал лучше.

Поэтому её можно назвать «серьезным размышлением и (благоговейным) обдумыванием истин веры, чтобы в соответствии с ними лучше устроить свою жизнь, то есть оказать улучшающее воздействие на нашу волю». Сущность медитации коротко и метко выражена в словах псалмопевца: «Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой» (Пс.18, 15)! Основная часть медитации совершается в сердце, уже потому что к этому духовному упражнению побуждает любовь к Богу; а ещё потому, что медитирующий размышляет о том, что сердце должно любить, чего избегать, чего желать или чего бояться. Сердце размышляет «пред лицом Божьим», так как все эти акты имеют своей целью прославление Бога. И в другом месте псалмопевец изображает практическую тенденцию медитации: «Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь» (Пс. 38, 4).Здесь должен возгореться духовный огонь, подобный тому, которым горели сердца учеников в Эммаусе (Лк. 24, 32). Он должен просветить наш дух, чтобы мы познали, что мы должны думать о Боге, о нас самих, а внешних вещах; он должен согреть наше сердце, побудить нас к ревностным упражнениям в добродетели и к борьбе против зла.

« предыдущая К содержанию следующая »