§ 28. Сущность и смысл медитации, п.3

Следовательно, мыслительную молитву можно рекомендовать в качестве важного средства самоосвящения. И здесь в первую очередь Спаситель являет нам «путь» в Самом Себе (Ин. 14, 6). Феофан говорит: «Он по привычке идет помолиться в уединенное место». Как правило Спаситель тихо ведет доверительные беседы с небесным Отцом. Потому мы относительно редко читаем в Евангелии слова молитв Господа». Св. Писание сообщает нам, что он проводил в молитве целые ночи (Мф. 14, 23). «Если Он целую ночь превращал в постоянную молитву, то насколько больше должны бодрстовать ночами в молитве мы». «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Пс. 1, 1 – 3). Он положил закон Божий в сердце свое (Пс. 39, 9), и стопы его не поколеблются (Пс. 36, 31). Он укреплен и вооружен; адский змей не сможет обмануть его; ведь Слово Божье – светильник ноге его и свет стезе его (Пс. 118, 105) и его духовный меч (Еф. 6, 17).

Напротив, пророк (Иер. 12, 11) жалуется: «Вся земля опустошена, потому что ни один человек не прилагает этого к сердцу» (quia nullus est, qui recogitet corde). И псалмопевец восклицает: «Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем» (Пс. 118, 92).

Уже св. Августин указывает на глубокие психологические причины того огромного нравственного влияния, которое оказывает медитации: Intellectus cogitabundus est principium omnis boni. Конечно, наша самоотдача Богу, как учит св. Фома, является делом воли, только воля должна быть приведена в движение познанием. Только осознанное благо становится предметом стремлений воли и от зла отвращает только то, угрозу чего мы представляем.

Эти общепринятые психологические истины применимы и по отношению к истинам Откровения Божьего. Ведь эти истины имеют в себе силу направлять к добру волю человека, возжигать в нем любовь к Богу и к добродетели, сохранять его от зла. Но эта сила может проявиться только тогда, когда эти истины обдуманы и взвешены, подобно тому, как острота перчинки ощущается только тогда, когда она размолота. «Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем» (Пс. 118, 34). «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир. 7, 39).

« предыдущая К содержанию следующая »