§ 28. Сущность и смысл медитации, п.5

Даже для духовенства не существует обязательства в строгом смысле слова к собственно медитации. Нет ни божественного, ни церковного закона, который требовал бы этого. Тем не менее, следует сказать, что все те, кто хочет или обязан стремиться к нравственному совершенству, едва ли смогут обойтись без собственно медитации, если они имеют такие благородные и нелегкие обязательства, как священники, и призваны помогать другим на пути к совершенству. Как вера является фундаментом и корнем праведности, так возрастание в праведности основывается на размышлении над истинами веры, которые, как божественная пища, питают нашу душу и всё более уподобляют нас Богу. «Наша душевная жизнь предстала бы в странном свете, если бы мы по опыту не знали, что без внутренней молитвы она и устоять-то сможет с трудом, а уж тем более не сможет возрастать».

В медитации священник черпает силу для целомудренной, девственной, небесной жизни. Размышление предохраняет его от поверхностного чтения молитв из «Часослова», пробуждает и питает благоговение при совершении св. Жертвы, помогает избежать механического исполнения обязанностей душепастыря, вкладывает пастырский дух Иисуса Христа, проливает свет на душепопечительскую работу и придает то спокойствие и благоразумие, которые обеспечивают силу и длительную действенность наших действий. Так священник становится для народа подателем благодати и благословения, не исчерпывая и не доводя до полной сухости самого себя.

Поэтому соборы и синоды епископов неустанно призывают духовенство не пренебрегать этим духовным упражнением, так как от него оно может ожидать плодотворности священнического духа, защиты от опасностей в обращении с миром, постоянства в благодати и обильного плода в душепастырской деятельности ко спасению доверенных им душ. Поэтому уже св. Бернард с апостольским дерзновением призывал своего ученика, воссевшего на престол св. Петра, папу Евгения III, не оставлять за множеством дел размышления (медитации). Он выражает опасение, что иначе его сердце может высохнуть и ожесточиться, если он не будет посвящать этому упражнению надлежащего времени.

Omne rite a rectore agitur, si supernae formidinis et dilectionis spiritu afflatus studiose quotidie sacri eloquii praecepta meditetur.

В Новое время папа Пий Х в своем полном любви и пастырской заботы воззвании “Exhortatio ad Clerum catholicum” от 4 августа 1908 года, опираясь на слова св. Бернарда, в главах 10 – 13 (Cleric devot. 2 ed. P. 506 – 515) увлекательно подчеркивает нравственную необходимость размышления для духовенства, а также дурные последствия пренебрежения этим духовным упражнением для собственной души священника и для действенной силы его душепастырской работы.

« предыдущая К содержанию следующая »