§ 30. Упражнение в медитации, п.1

Из определения понятия медитация следует, что при упражнении в нем особо задействованы внутренние силы души. Св. Игнатий кратко говорит: Размышление совершается через три силы души (est meditatio per tres potentias anime), а именно через память, разум и волю, которые здесь должны действовать более интенсивно, чем при устной молитве.

а) Память имеет задачу точно, четко и живо актуализировать предмет размышления, всесторонне охватывать и пронизывать его, чтобы дать нам правильный образ как о содержании самой истины. Так и об исторических обстоятельствах и о душевном настроении, мыслях и чувствах лиц, которые связаны с истиной, о которой идет размышление.

Такое размышление должно опираться на веру и её свет, а также заключать в себе акты веры. Без этой прочной основы веры применение истин, о которых идет размышление, в практической жизни лишилось бы своего фундамента, на котором только и могут устоять намерения разума. Вследствие этого память рассматривается здесь не в строго философском понятии, а в несколько более широком смысле.

Если память не удерживает предмета размышления, а представляет разуму что-то другое, тогда присутствует рассеянность.

б) Разум старается убедить себя в предложенных памятью истинах, занимается их высотой и глубиной, красотой и прелестью, чтобы благодаря выводам и применению распознать и вывести соотношения с практической жизнью, причем он, разумеется должен быть водим сверхъестественной мудростью и умом.

Так разум в своей деятельности становится как бы призмой, которая улавливает все лучи предложенных истин, чтобы дать им возможность со всей силой подействовать на волю, что должно привести к возникновению чувств и волевых решений, которые и являются главной целью размышления.

В этих упражнениях следует избегать двоякой ошибки: во-первых, не слишком долго задерживаться на этих размышлениях, а во-вторых, не слишком быстро отходить от них.

Нельзя отходить от них слишком быстро, потому что наш разум не может сразу в одно мгновение, как бы одним взглядом, охватить всю истину и её значение, как это свойственно ангелам, но он должен лишь постепенно вывести её из известных принципов путем дискурсивного мышления. Поэтому размышляющий должен стараться основательно охватить предлагаемый для размышления материал. Это необходимо уже для того, чтобы правильно осознать саму истину, а затем – чтобы соотнести её с практической жизнью. Небрежность в этой функции разума может поставить под вопрос весь плод размышления. Но не следует и слишком долго задерживаться на этой деятельности разума. Размышление не должно превращаться в учебу. Человек становится богатым не оттого, что знает, где находится богатство, но только в результате его присвоения и овладения им. Когда кровля готова и закреплена, строитель разбирает леса. Так и деятельность разума должна отойти в сторону, подготовив материал для деятельности воли. Дальнейшее размышление и обдумывание было бы вредным.

в) Деятельность воли во время размышления двояка: пробуждение чувств и образование намерений. Представленная и продуманная памятью и разумом истина сначала должна вызвать чувство удовлетворения и желания или отвращение. Удовлетворение может выразиться в возбуждении акта поклонения, веры, надежды и любви, или благодарения; неприятие – в ненависти, печали, страхе. Вызванный чувствами св. огонь становится затем движущей силой для воли с целью принятия решений и намерений, которые должны помочь ей в достижении желаемого блага или предотвратить пугающее зло.

Через чувства размышление приобретает совершенство молитвы. Через решения оно оказывает воздействие на совершенствование и изменение жизни, если они действительно практичны, детальны, основаны на вере, смиренны и соотнесены с настоящим состоянием души. Размышление в его основных функциях по праву можно сравнить с рассматриванием картины. «Память – это как бы рука, которая держит картину, чтобы мы могли рассмотреть её. Глаз и его деятельность подобны работе разума, а воле соответствует удовольствие или неудовольствие, которые возникают в результате рассматривания картины» (Мешлер).

« предыдущая К содержанию следующая »